logo
OI_HR

Из статьи министра иностранных дел России и. Иванова «Россия и мир на рубеже тысячелетий »

Нынешние перемены в мире совпали с одним из самых трудных, но неизбежным периодом в многовековой российской истории, связанным с переходом на путь демократии рыночной экономики. А это означает, что мы должны выстраивать внешнюю политику таким образом, чтобы она не только адекватно реагировала на мировые процессы, но и служила эффективным инструментом решения задач внутреннего развития. Другими словами, она должна быть сориентирована на последовательную реализацию национальных интересов. Это обеспечение надёжной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъёма экономики, укрепление гражданского общества, защита прав и свобод наших граждан и соотечественников.

Именно эти принципы и заложены в основу обновлённой Концепции внешней политики России. Она сориентирована, прежде всего, на активное, а там, где необходимо, и жестокое отстаивание интересов страны на международной арене. Такой подход не имеет ничего общего с национальным эгоизмом или самоизоляцией. Не противоречит он и нашей линии на последовательную интеграцию в сообщество демократических государств и мировую экономику. Какими бы ни были наши трудности во взаимоотношениях с теми или иными странами, основой нашей внешней политики будет оставаться курс на партнёрство и поиск взаимоприемлемых решений любых, пускай даже самых сложных проблем.

Новизна концепции состоит, прежде всего, в реалистическом подходе к оценке мировой ситуации и наших собственных внешнеполитических ресурсов. Мы не ставим перед собой задачи добиваться повсеместного внешнеполитического присутствия России ради него самого.

В то же время Концепция нацеливает на проведение динамичной, наступательной внешней политики везде, где это может принести ощутимую отдачу и где это соответствует нашим национальным интересам. Наиболее яркий пример – наши недавние инициативные шаги в области международной безопасности и разоружения. Ратифицировав Договор СНВ – 2, пакет нью-йорских договорённостей 1997 года по ПРО и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Россия предложила реальную альтернативу слому стратегической стабильности в мире. Более того, мы представили конкретную программу действий, включающую глубокие дальнейшие сокращения стратегических наступательных вооружений, комплексные меры по предотвращению расползания оружия массового уничтожения и средств его доставки. При этом мы не скрываем, что реализация этой позитивной программы будет возможна только при условии сохранения Договора по ПРО. Разрушение же договора неизбежно вынудит Россию принять адекватные меры для поддержания своей безопасности. Именно в этих условиях Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало Договор СНВ – 2.

Ещё один принципиальный момент – необходимость проведения сбалансированной в географическом отношении, многовекторной политики. С учётом уникального геополитического положения России надлежащие место в ней должны занимать отношения со всеми ключевыми регионами мира.

Здесь, разумеется, центральным направлением является сотрудничество с государствами СНГ. Закономерно, что свои первые зарубежные визиты Президент России В. В. Путин нанес в государства СНГ. Упор будет делаться на развитие добрососедских отношений и стратегического партнёрства со странами Содружества, углубление взаимовыгодных интеграционных процессов. Причём действовать мы будем с позиций реализма, принимая во внимание встречную открытость и готовность наших партнёров по СНГ должным образом учитывать интересы России. Интеграция никому не навязывается, но и отлучаться от неё никто из тех, кто в ней заинтересован, не будет. Этот процесс требует взаимодействия и взаимного уважения.

Другой наш традиционный приоритет- Европа. В отличие от эпохи А. М. Горчакова, когда европейская политика строилась на основе изменчивости и весьма хрупкого равновесия нескольких держав, сейчас необходимо добиваться создания устойчивой системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.

Важным политическим и экономическим партнёром России является Европейский союз. Мы заинтересованы в долгосрочном стратегическом сотрудничестве с этим объединением. Для этого есть хорошая основа – Соглашение о партнёрстве, взаимные стратегии развития отношений, которые были разработаны сторонами в 1999 году. Задача в том, чтобы, не отвлекаясь на искусственные проблемы и раздражители, последовательно наши связи с ЕС практическим содержанием.

Реально оценивания роль НАТО, мы готовы строить с ней конструктивные отношения, которые могли бы играть роль важного фактора поддержания безопасности и стабильности на континенте. Но, разумеется, процесс выстраивания таких отношений на перспективу будет зависеть от безусловного выполнения сторонами взятых на себя обязательств, прежде всего по Основополагающему акту Россия – НАТО. Именно этим мы руководствовались, когда начали последовательно размораживать наши связи с альянсом, которые были свернуты после известных событий на Балканах.

Мы также настроены на продолжение активного диалога с США. За последние восемь лет российско-американские отношения прошли через разные этапы, в том числе и достаточно противоречивые. И, несмотря на это, подводя общий баланс за этот исторический период, можно утверждать, что он в целом позитивный. Главное – в отношениях между Россией и США сейчас формируется новая атмосфера, которая позволяет совместно искать и находить решения зачастую самых сложных проблем. Принципиально важно сохранить эту позитивную динамику и в будущем, исключив преходящие, конъюнктурные обстоятельства.

В шкале внешнеполитических приоритетов России возрастает значение Азии. Здесь наши основные ориентиры – дальнейшая интеграция в структуры экономического сотрудничества в АТР, инициативная роль в укреплении региональной безопасности. Мы будем и дальше идти по пути последовательного развития двусторонних связей с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Продолжим активную линию на строительство партнёрских отношений с Японией.

Россия не намерена недооценивать и взаимовыгодные связи со странами Африки и Латинской Америки. Будем последовательно работать на развитие экономического сотрудничества и политического диалога с государствами и интеграционными объединениями этих континентов.

Во всех случаях общим знаменателем наших внешнеполитических условий будет создание благоприятных внешних условий для успешного осуществления внутренних реформ. В этом смысле о нашей Концепции внешней политики можно сказать словами Горчакова: «В какой области ни возьмись мы строить предположения, будь то Европа или Восток, мы приходим к одному выводу – для своей безопасности, равно как и ради своего могущества на внешней арене, а также в интересах мира и общего равновесия, наипервейший долг России есть завершение внутренних преобразований, от чего зависит будущее России и всех славянских народов. Сие есть основа основ нашей политики».

Международная жизнь. - 2000.- № 6. - С. 6-10.