logo
OI_HR

Из доклада первого заместителя Председателя Госкомимущества России п.П. Мостового Председателю Государственной Думы и.П. Рыбкину

24 ноября 1994 г.

Чековая приватизация в Российской Федерации завершилась 30 июня 1994 года. Главными ее результатами явились создание широкого слоя частных собственников, который сформировался благодаря введению в обращение приватизационных чеков, а также условий для становления реального рынка ценных бумаг. Приватизационный чек предоставил каждому гражданину Российской Федерации реальное право на получение доли государственной собственности.

Выдача приватизационных чеков производилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», согласно которому каждый гражданин Российской Федерации получал право на один приватизационный чек выпуска 1992 года, номинальной стоимостью 10 000 рублей.

Можно проследить следующую динамику выдачи приватизационных чеков гражданам Российской Федерации:

– с 01.10.92 г. по 01.12.92 г. было выдано 71,53 млн.чеков

- на 01.01.93 г. было выдано 131,911 млн.чеков

– на 01.02.93 г. было выдано 143,78 млн.чеков

– на 01.01.94 г. было выдано 146,064 млн.чеков

Таким образом, большинством населения России приватизационные чеки были получены к 1 января 1993 года.

Через систему Всероссийских чековых аукционов были проданы предприятия электроэнергетики (всего было выставлено акций на сумму 7,4 млрд. рублей), топливной промышленности (23,5 млрд. рублей), черной металлургии (12,2 млрд. рублей), цветной металлургии обработки цветных металлов (5,1 млрд. рублей), химической промышленности (3,2 млрд. рублей), нефтехимической промышленности (0,8 млрд. рублей), автомобильной промышленности (10,6 млрд. рублей), транспорта (2,3 млрд. рублей), легкой промышленности (102 млрд. рублей).

В результате приватизации более половины валового национального продукта стало производиться в негосударственном секторе. Спад производства на приватизированных предприятиях был на 10% меньше, чем в среднем по промышленности. Крупные инвесторы, которые приобрели значительные пакеты акций предприятий на чековых аукционах, зачастую вносят дополнительные инвестиции, проводят маркетинговые исследования с целью увеличения реализации продукции, способствуют повышению конкурентоспособности продукции предприятий и ее выводу на мировой рынок.

Чисто количественные успехи реализации приватизационной программы с 1992 г. до середины 1994 г. достаточно очевидны. Несмотря на воздействие многих дестабилизирующих факторов, для прошедшего периода характерен относительно устойчивый рост всех основных количественных показателей приватизационного процесса в России.

К 1 июля 1994 года, на дату завершения чековой приватизации в России, около 104 тысяч государственных и муниципальных предприятий изменили форму собственности на частную.

В отраслевом разрезе наибольший доход принесла приватизация объектов розничной торговли (магазинов) – более 36% и объектов бытового обслуживания – около 7% от всего объема полученных средств.

По уровням собственности наибольший доход принесла приватизация предприятий и объектов федеральной собственности (более 42%) и муниципальной собственности (более 36%) от всего объёма полученных средств.

В целом первая половина 1994 года характеризуется широким вовлечением в сферу приватизации промышленного потенциала фондоёмких, наукоемких, ресурсодобывающих отраслей, прежде всего топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, ускорением темпов приватизации и расширением номенклатуры ее объектов.

В целом по России по состоянию на 1 июля 1994 года доля приватизированных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания составила более 74%, в том числе: предприятий торговли – 75,4%, предприятий общественного питания – 66,3%, предприятий бытового обслуживания – 76,4%.

Выборочный анализ деятельности предприятий в различных регионах России показал, что, при общем снижении объемов производства, на приватизированных предприятиях спад продукции был в среднем меньше на 10%, чем на государственных. На этих предприятиях более стабильна численность работающих, ниже темпы высвобождения рабочей силы, чем на государственных и муниципальных предприятиях, выше заработная плата.

Практика приватизации в Российской Федерации показывает, что привлечение в инвестиционные программы исключительно отечественного капитала далеко не всегда обеспечивает достаточный уровень

эффективности производства и оптимальные сроки окупаемости инвестиций.

В период послечековой приватизации одним из действенных рычагов подъема российской экономики становится вовлечение иностранных инвестиций в процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий. При этом основным способом участия иностранных инвесторов в этом процессе являются инвестиционные конкурсы (торги).

Со второго полугодия 1993 года и в текущем году фирмы стран Европы и США активизировали свою инвестиционную деятельность на российских предприятиях через участие в чековых аукционах и инвестиционных торгах.

Тем не менее на проведенном в 1993 году в Российской Федерации 181 инвестиционном конкурсе (торге) иностранные фирмы и совместные предприятия были победителями не более чем в одном случае из пяти, что следует признать недостаточным.

Из 46 регионов России, где проводились инвестиционные конкурсы (торги), в 28 (61%) участвовали отечественные и иностранные инвесторы. Иностранные инвесторы отдавали предпочтение тем регионам, где на инвестиционные конкурсы (торги) выставлялся достаточно большой пакет акций приватизируемых предприятий (в среднем в размере около 23% уставного капитала).

В 1992 - 1994 гг. иностранными инвесторами приобретено на аукционах и инвестиционных торгах в общей сложности около 10% акций приватизированных государственных и муниципальных предприятий, что, тем не менее, принесло государству более 1 млрд. долларов США.

Наибольший интерес иностранные инвесторы проявили к объектам промышленности строительных материалов, автомобильного и водного транспорта, пищевой промышленности, а также лесной и лесоперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Следует отметить, что спад производства именно в этих отраслях приводит к наиболее негативным последствиям ввиду изношенности основных фондов предприятий. В связи с этим поступление инвестиционных средств извне способно существенно улучшить их положение.

Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995).-М., 1996. - С. 118 - 125.