Российской Федерации
Понятие о классификации архивных документов и об основных классификационных единицах: архивный фонд, единица хранения, дело. Развитие идей научных классификаций в Европе и их влияние на отечественное архивоведение. Основные черты логического принципа происхождения - “провениенц-принципа”, их влияние на классификацию документов.
Разработка в СССР теоретических взглядов на классификацию архивных документов. Особенности подхода к классификации архивных документов в советскую эпоху. Понятие о теории фондирования. Развитие понятия “архивный фонд” в отечественном архивоведении. Поиск рационального обоснования разграничительной даты в 20-30-е гг. Факторы политического, юридического (правового) и административного характера, определяющие хронологические границы архивных фондов. Особенности определения хронологических границ фондов личного происхождения.
Классификация документов на уровне Архивного фонда Российской Федерации; в пределах архивов и архивного фонда. Признаки группировки единиц хранения в пределах фонда. Родовое понятие архивного фонда. Видовые понятия архивного фонда. Условия сохранения и расформирования коллекций в архивах. Фондирование архивных документов. Прямые и косвенные признаки определения фондовой принадлежности документов учреждений и лиц. Условия формирования фондов на стадии ведомственного хранения документов и в государственных архивах. Формирование объединенных архивных фондов. Признаки объединения документальных комплексов учреждений и лиц при формировании объединенных архивных фондов.
Систематизация дел в составе архивного фонда. Типы и виды схем систематизации дел архивных фондов. Способы систематизации дел архивного фонда: непосредственная систематизация и карточный способ. Методика составления схем систематизации документов в пределах архивных фондов. Отражение в схеме единых взаимосвязанных процессов: группировка дел, последовательное расположение дел в пределах групп. Порядок расположения дел в пределах нижних ступеней классификационного деления схем. Специфика систематизации документов объединенных архивных фондов, фондов личного происхождения и архивных коллекций. Нефондовая организация архивных документов.
Виды и назначение методических пособий для обоснования и осуществления классификации документов и систематизации в пределах фондов. Роль исторических справок при фондировании и систематизации документов. Методика их составления. Сведения, отражаемые в исторических справках. Порядок ведения и хранения исторической справки учреждения.
Семинар 5. Классификация документов Архивного фонда
Российской Федерации. 2 час.
- 1.Цели и задачи курса
- 2.Структура и содержание дисциплины архивоведение
- 2.1.Структура дисциплины
- 2.2.Содержание дисциплины
- Часть I. Основы архивоведения т.1. Архивоведение комплексная научная дисциплина
- Т.2. Общая теория документа, архивоведческий аспект
- Т.3. История архивного дела в России
- Т.4. Основы архивного дела в Российской Федерации
- Часть II
- Научно-методические основы работы с архивными документами
- Т.5. Классификация документов Архивного фонда
- Российской Федерации
- Т.6. Комплектование архивов документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами
- Т.7. Экспертиза ценности архивных документов
- Т.8. Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов
- Т.9. Обеспечение сохранности архивных документов и проверка их наличия
- Т.10. Научно-справочный аппарат к архивным документам
- Т.11. Использование архивных документов
- Т.12. Архивный менеджмент и маркетинг
- Т.13. Научно-исследовательская и методическая работа в области архивоведения
- Т.14. Информатизация архивов
- 3.Образовательные технологии:
- 4.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
- 4.1.1. Экзаменационные билеты по архивоведению
- 4.2. Перечень тем рефератов
- 4.3. Перечень тем курсовых работ по архивоведению
- 4.4. Тесты для контроля знаний студентов
- 3. Установите соответствие:
- Тест № 2
- 1. Установите соответствие:
- Тест № 3
- 1. Установите соответствие:
- 2.Задачи экспертизы ценности документов:
- 3. Установите соответствие:
- Тест № 4
- 1. Установите соответствие:
- 3. Установите соответствие:
- Тест № 5
- 1. Установите соответствие:
- 3. Установите соответствие:
- Тест № 6
- 1. Установите соответствие:
- 3. Установите соответствие:
- Критерии оценки:
- 4.5.Балльно-рейтинговая система оценки знаний студента
- Примерный семестровый график учебной деятельности, рейтинговых работ и прохождения рубежного контроля
- 5.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Архивоведение»
- 5.1.2. Учебники и учебные пособия:
- 5.1.3. Периодические издания
- 5.2.Дополнительный перечень литературы
- 5.2.1. Нормативные акты
- 5.2.2. Учебные пособия и периодические издания
- 110. Проблемы комплектования Архивного фонда рф на современном этапе // Доклад т.А.Мещериной на заседании научного Совета Уральского федерального округа 17.06.2010 г. – м.: Росархив, 2010.
- 5.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- 6.Материально-техническое обеспечение дисциплины