1.Цели и задачи курса
Целями освоения дисциплины архивоведение являются: освоение научно-методических и технологических основ комплектования, учёта, хранения, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Изучение дисциплины предполагает рассмотрение основных проблем архивоведения на фоне истории их складывания в отечественной науке с учетом зарубежного опыта.
В результате освоения дисциплины студентам прививаются навыки практической работы с архивными документами в государственных органах, муниципальных образованиях, организациях различных организационно-правовых форм, а также в государственных, муниципальных архивах и негосударственных хранилищах.
В задачи дисциплины входит:
- освоение научных основ российского архивоведения;
- изучение организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;
- изучение архивного маркетинга.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Архивоведение представляет собой дисциплину базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б3) и реализуется в ООП всех документоведческих и архивоведческих профилей по направлению 034700 «Документоведение и архивоведение».
Дисциплина «Архивоведение» изучается в 5-6 семестрах и базируется на курсах цикла дисциплин ГСЭ (Б1): «История», «Философия»; цикла ЕН (Б2): «Информатика», «Информационные технологии». Основные связи дисциплины «Архивоведение» прослеживаются в профессиональном цикле (Б3). При изучении разделов курса «Архивоведение» осуществляется связь с «Источниковедением», «Документоведением», «Организацией и технологией документационного обеспечения управления», «Государственными, муниципальными и ведомственными архивами», «Организацией государственных учреждений России».
В свою очередь «Архивоведение» является одной из базовых дисциплин для изучения следующих дисциплин профессионального цикла (Б3): «Архивы документов по личному составу», «Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле», «Архивное право», а также для дисциплин вариативных частей документоведческих и архивоведческих профилей.
Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины (модуля) архивоведение
Общекультурные:
- умело использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, как средством управления информацией (ОК – 10);
Профессиональные:
- владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела (ПК-11);
- владеть основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК‑12);
- владеть тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-14);
- анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива (ПК-15);
- анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК‑17);
- владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров (ПК‑18);
- владеть принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам (ПК‑19);
- способность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций (ПК‑22).
Организационно-управленческие:
- организовать работу службы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов (ПК‑24);
- разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы (положения, инструкции и др.) по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК‑25);
- владеть принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения (ПК‑31).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: об архивоведении, как комплексной научной дисциплине, ее объект и предмет; взаимосвязь архивоведения с другими научными дисциплинами; принципы организации различных типов и видов архивов (ПК‑33); требования к организации обеспечения сохранности документов в архивах (ПК‑34); принципы организации и функционирования архивного аутсорсингом (ПК‑35);
Уметь: применять научно-методические основы архивоведения во всех процессах работы с архивными документами: организации хранения, учета, комплектования и использования; применять архивоведческие нормы на стадии документационного обеспечения управления, в архивах организаций, в государственных и муниципальных архивах.
Владеть: основными понятиями, применяемыми в архивном деле и технологическими процессами упорядочения архивных документов.
- 1.Цели и задачи курса
- 2.Структура и содержание дисциплины архивоведение
- 2.1.Структура дисциплины
- 2.2.Содержание дисциплины
- Часть I. Основы архивоведения т.1. Архивоведение комплексная научная дисциплина
- Т.2. Общая теория документа, архивоведческий аспект
- Т.3. История архивного дела в России
- Т.4. Основы архивного дела в Российской Федерации
- Часть II
- Научно-методические основы работы с архивными документами
- Т.5. Классификация документов Архивного фонда
- Российской Федерации
- Т.6. Комплектование архивов документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами
- Т.7. Экспертиза ценности архивных документов
- Т.8. Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов
- Т.9. Обеспечение сохранности архивных документов и проверка их наличия
- Т.10. Научно-справочный аппарат к архивным документам
- Т.11. Использование архивных документов
- Т.12. Архивный менеджмент и маркетинг
- Т.13. Научно-исследовательская и методическая работа в области архивоведения
- Т.14. Информатизация архивов
- 3.Образовательные технологии:
- 4.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
- 4.1.1. Экзаменационные билеты по архивоведению
- 4.2. Перечень тем рефератов
- 4.3. Перечень тем курсовых работ по архивоведению
- 4.4. Тесты для контроля знаний студентов
- 3. Установите соответствие:
- Тест № 2
- 1. Установите соответствие:
- Тест № 3
- 1. Установите соответствие:
- 2.Задачи экспертизы ценности документов:
- 3. Установите соответствие:
- Тест № 4
- 1. Установите соответствие:
- 3. Установите соответствие:
- Тест № 5
- 1. Установите соответствие:
- 3. Установите соответствие:
- Тест № 6
- 1. Установите соответствие:
- 3. Установите соответствие:
- Критерии оценки:
- 4.5.Балльно-рейтинговая система оценки знаний студента
- Примерный семестровый график учебной деятельности, рейтинговых работ и прохождения рубежного контроля
- 5.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Архивоведение»
- 5.1.2. Учебники и учебные пособия:
- 5.1.3. Периодические издания
- 5.2.Дополнительный перечень литературы
- 5.2.1. Нормативные акты
- 5.2.2. Учебные пособия и периодические издания
- 110. Проблемы комплектования Архивного фонда рф на современном этапе // Доклад т.А.Мещериной на заседании научного Совета Уральского федерального округа 17.06.2010 г. – м.: Росархив, 2010.
- 5.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- 6.Материально-техническое обеспечение дисциплины