logo search
история2

11.«Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе. Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.) Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

12. Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.

Эпоха господства в каз.степях саков и сарматов принято обозначать либо археолог.терминами, либо этнограф. – «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». В 1 тыс.дон.э. саки стали преемниками андроновцев. Сложный вопрос – этногенез саков (гипотеза: андроновский).

Источники: ПЕРСИДСКИЕ (могучие мужи); в персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков: парадарайя(заморские), хаомоварга(напиток хаома), тигрохауда (остр.шапки). По мнению Акишева сакам-тигрохауда в иранских пис.источ. соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку оба означ. остр.шапки.; Бехистунская скальная надпись Дария 1(о саках, живших за Танаисом); персепольская надпись Ксеркса (о саках-хаомоварга). АНТИЧНЫЕ: термин «сармат» в античных с 3 в.дон.э.; греческие (скифы); античный автор Полиэн (о войнах саков с Дарием 1), эллинистические (саки и А.Македонский); Геродот (пришли из Азии, о вооружении, одноглазые мужи-аримаспы,говорят на 7 языках), Арриан (о массагетах, об институции царской власти, о сатрапах, военно-племенной аристократии), Страбон, древнеримский ученый I в.н.э. Плиний Старший, Юстин, Ксенофонт (при персах жил и видел, какие саки умелые всадники). ИРАНСКИЕ(туры с быстрыми конями), АССИРИЙСКИЕ (мраморная плита царя Ашшурбанапала).

Памятники: По мнению Акишева и Кушаева, мат.культура саков создана племенами-пришельцами - потомками андроновцев Ц.К. и Юж.СибириВажнейшим источником по истории сакских племен, их матер. и дух. культуре явл. археол.памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Ц.К. – 7-3вв.до н.э. тасмолинская культура: могильники урочища Тасмола – Маргулан и Кадырбаев (особенность - «усы»), множество могильников в предгорьях Бугулы, Кзылрая, Баянаула, Кента, Улытау. З.К. – (савроматы: аорсы, роксоланы; исседоны)-р.Узень, Эмба, Орь, Илек, Волга, Урал. С.К.- р. Тобол и Ишим. В.К. – на Алтае, р.Иртыш, склоны Калбинского хребта, предгорья Чингизтау и Тарбагатая; «царские» курганы Чиликтинской долины (Черников) – 7-6 вв.до н.э.; в 2003г. экспедиция Толеубаева еще один «царский» курган Чиликты; в 1999г. экс. Самашева - Берельские курганы. Ю.К. и Семиречье – (тигрохауда и массагеты) – Илийская долина, некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский. Бесшатыр(1 тыс.дон.э.) прав.берег р.Или 31 курган (5 в.дон.э.); Иссык(Заилийский Алатау)-серебр.чаша с 26 знаками – исследовал Аманжолов, Акишев (это свид-во сущ. письменности); могильники Уйгарак и Юж.Тегискен. Хорезмская экспедиция Толстова (городище Чирик-Рабад -столица приаральских саков). Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в их искусстве был "звериный стиль", сложившийся в 7-6 вв.до н.э.