7.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство.
Эпоху господства кочевников в Казахстане в начале I тысячелетия до нашей эры принято называть «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха, эпоха саков». Саки – это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный сакам тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве, подтвержденные археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе дают основания для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях в IX-VIII веках до нашей эры и просуществовала до III века до нашей эры. В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем сака, или саки. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью.
Письменные источники повествуют о том, что греки называли саков скифами, а персы – «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов, которое широко вошло в обиход, как синоним кочевников. В «Авесте» говорится, что туры и арии почитают «одних и тех же древних богов и молящих их о победе на одном языке» на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. Туры – обладатели быстрых коней и тучных стад, просторных пастбищ и добрых повозок. Это народ, над которым властвуют воины-колесничие, цари, это народ скотоводов, чье имущество – быки, кони и верблюды, чья земля – пастбище, чья пища – молоко и мясо. Саки, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука. В персидских источниках назывались имена саекских племен и групп племен. В их числе саки-парадарайя (заморские саки, или заречные саки), саки-хаомоварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-аримаспы (стерегущие золото грифов). они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба, озеро Балхаш, саки-аримаспы – на Алтае и Восточном Казахстане. По мнению К.А. Акишева, сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово значат «саки в остроконечных шапках». А поскольку одним из центров распространения монголоидов мог быть район Семиречья, он делает вывод о том, что саки-тиграхауда жили в Семиречье. Это предположение подтверждается и тем, что похороненный в кургане Иссык сакский царь «Золотой человек», носил на голове высокую остроконечную шапку. По мнению исследователя, в племенной союз этих саков входили также аксатаги, аристеи и, возможно, аргиппеи. Аргиппеи, жившие «у подножья высоких гор», скорее всего, размещались в юго-восточном Приуралье. Сакские племена аримаспов и «стерегущих золото грифов», располагались, возможно, на Алтае, где находились золотые рудники.
Политическая история, общественный строй сакских племен Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя – массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более экономически независимые, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники – саки, принимали большое участие в решении политических проблем. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, так как общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, так как полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. То есть военная демократия – форма правления в сакском обществе, где основные вопросы решались народным собранием, но основу общества составляли воины. Из этого следует, что общество было военизированным. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА САКОВ Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволи¬ли открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана. На территории Центрального Казах¬стана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, в VII—III вв. до н. э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследован¬ных могильников урочища Тасмола. Исследования проводили А. X. Маргулан, М. К. Кадырбасв. Особенностью устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют «усов». Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс из каменных сооружений нескольких вариантов. Обычно к основному кургану (большому) примыкает или находится на расстоянии с восточной стороны малый курган, от которого на восток отходят две дугообразные гряды шириной 1,5—2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В большом кургане под насыпью находится погребение человека в грунтовой яме, в малом кургане под насыпью захоронена лошадь с деревянной посудой. В расположении курганов по отношению друг к другу имеются варианты: малый курган иногда расположен южнее, стоит на вершине большого или вовсе отсутствует. Устройство самих гряд до конца не выяснено. В одном случае это были приставленные один к другому каменные ящики, в другом — кольца, в третьем — вымостки. Однако очевидно, что они выполняли ритуальные назначения. Наиболее крупные могильники сосредоточены в пред¬горьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты. В развитии тасмолинской культуры выделяются три этапа. Первый охватывает VII—VI вв. до н. э. К нему относятся могильни¬ки Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи. На втором этапе, в V—III вв. до н. э. традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе — III—I вв. до н. э. — сохраняются прежнее устройство и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном.
- 1. История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения Памятники каменного века на территории Казахстана.
- 2.Памятники каменного века на территории Казахстана
- 2.Раскройте сущность неолитической революции.
- 3.Бронзовый век на территории Казахстана.
- 4.Андроновская культура на территории Казахстана: характеристика и памятники.
- 5.«Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 6.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
- 7.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство.
- 8.История Первого Тюркского каганата (551-603гг.).
- 9.История Западно-Тюркского каганата VII-VIII вв
- 10.Тюрки в системе международных отношениях в VI в. (тюрко-эфталитские, тюрко-иранские и тюрко-византийские отношения)
- 11.«Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 13.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство.
- 15.Тюргешский каганат (VIII )
- 16. Государство карлуков (середина VIII- первая половина X вв.)
- 17.Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура
- 19.Этнополитическая история кыпчаков (1x-XI вв.).
- 20.Ханство кипчаков
- 22.Ученые и мыслители IX-XIII вв. (аль-Фараби, м.Кашгари, ю.Баласагуни, а.Яссави и др.).
- 23.Памятники древнетюркской письменности
- 24.Верования и обычаи тюркских племен (культ тенгри, буддизм, манихейство и др.)
- 25.Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII вв.
- 26.Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.
- 27.Кого завоевали монголы (Какие государственно-политические организмы существовали в Средней Азии и Казахстане накануне нашествия Чингиз-хана)
- 28.Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и Казахстана
- 29.Завоевание Чингиз-ханом Средней Азии и Казахстана 1219-1224 гг.
- 30.Последствия монгольского завоевания для народов Казахстана
- 31.Как монголы поделили завоеванные территории Средней Азии и Казахстана на улусы? Казахстан в составе монгольских улусов.
- 34.Восточный Дешт-и Кипчак в составе Государства кочевых узбеков (Ханства Абулхаира 1428-1468 гг.)
- 36.Западный Казахстан в составе Ногайской Орды
- 37.Письменные источники о Казахском ханстве середина XV- первая треть XVIII вв.
- 38.Мухаммед Хайдар Дулати “Тарихи Рашиди” – источник по истории Казахского ханства XV-XVI вв.
- 39.Образование Казахского ханства в середине XV в.
- 40.Укрепление Казахского ханства. Борьба Казахского ханства за присырдарьинский регион 1470-1500гг.
- 41.Возвышение Казахского ханства при Касым хане (первая четверть XV в.)
- 42.«Временное ослабление» Казахского ханства в 20-30 гг. XVI в.
- 43.Казахское ханство при Хакназар хане
- 44.Казахское ханство при Тауекел хане
- 45.Казахское ханство при Тауке-хане 1680-1718 гг.
- 46.Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.
- 47.Какие особенности внутриполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.
- 48.Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. Можете отметить?
- 49.Внутриполитическое положение Казахского ханства в XVII в.
- 50. Казахско-джунгарские отношения. Нашествие джунгар весной 1723 г. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Битва при Буланты и Анракай и их значение
- 51. Этапы казахско-джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа против джунгар (XVII- середина XVIII вв.)
- 52.Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
- 53.Какие этапы в формировании этнической территории казахов вы можете отметить? (имеется в виду средневековый период истории)
- 54.Представители письменной литературы XV-XVIII вв. (м.Х. Дулати, қ. Жалаири, Абулгази).
- 55.Акыны и жырау XV-XVIII вв. И их творчество.
- 56.Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV-начале XVIII века.
- 57.Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII вв. Вы можете отметить?
- 58. Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 59. Общественно-политический строй казахов в XVI-XVIII вв.
- 60. Социальная структура казахского общества (XVI-XVIII вв.).
- 61. Хозяйство и быт казахов в XV-XVIII вв.
- 62. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII вв. Развивалось земледелие и городская культура.
- 63. Дайте характеристику кочевому скотоводству-главной отрасли хозяйства казахов в XV-XVIII вв.
- 64. Этапы вхождения Казахстана в состав Российской империи (первая треть XVIII - середина XIX).
- 65. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи ( 30-40–ые гг.XVIII гг.)
- 66. Дайте характеристику второго этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи (вторая половина XVIII гг.)
- 67. Дайте характеристику третьего этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи 20-50-ые гг. XIX в.