logo
история2

17.Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура

На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак ("еки-имак" - "два племени имаков").

Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул "байгу" (искаженное "ябгу"), а в начале Х в. принявшим титул "хакан". В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области:

1. Йагсун-Йасу - охватывает междуречье Есиля и Ертиса, Бара-бинскую степь к западу от Оби. Здесь, на Ертисе, располагались столицы - старая и новая.

2. Кыркырхан - занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркара-линские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы.

3. Андар аз-хифчак - область "внутренних кыпчаков" - располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутау-ских гор, бассейны рек Нуры, Сары Су, Каракенгира, на юге - по низовьям Шу и Таласа.

4. "Внешние кыпчаки" занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией.

В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. В государстве существовала система налоговых сборов. Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

В 9-11 вв. древнетюркские религиозные верования – культ предков и культ тенгри. Распространение шаманизма, манихейства. В социальном и культурном отношении кимаки унаследовали и развили традиции древнетюркской среды.

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена кимаков и кыпчаков. В IX в. образовалось государство, в состав которого вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселилась из Центральной Азии. Эти события происходили после распада в 840г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии. Правил государством джабгу, который с конца IX в. принял титул кагана (хакана). Государство кимаков имело ставку в Кимакии на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с государствами саманидов, огузов, карлуков.

В начале IX в. кимаки продвинулись к Сырдарье, а затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из Сырдарьи и Приаралья.

Территория: от среднего течения Иртыша до Джунгарских ворот до Южного Урала и бассейна Сырдарьи. Ядром кимекского государства стали 12 племен.

Каган кимеков назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Зарождение удельно-племенной системы было следствием крупных перемен в общественном строе, вызванных становлением патриархально-феодальных отношений. В IX – начале XI вв. у кимеков бытовал культ тенгри и культ предков. Отдельные группы преклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Падение кимеков вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, усилением междоусобиц; иммиграцией племен Центральной Азии.

18.Государство огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура.

В XI-X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов. Археологические и письменные источники говорят, что они на эту территорию пришли из Жетысу. Исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления ранне огузской группировки связано с Западным Жетысу. Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров были вынуждены частью войти в состав огузов, частью откочевать на запад - в Северное Причерноморье. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошли как древний этнический компонент долины Сырдарьи, так и кочевые и полукочевые племена Жетысу. Они делились на ряд племен со множеством родовых подразделений.

До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Огузская держава была неоднородной в этническом отношении. В городах и сельских поселениях жило тюркское и ираноязычное население.

Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул "джабгу". Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались "иналами", для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны - "атабеки". Жены правителей носили титул "хатун" и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками - "сюбаши" опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права - "торе", из наиболее могущественных родов. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов. Политическая история огузов. Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 г. между ними и киевским князем Святославом был заключен военный союз против казар. Результатом совместных военных действий явился разгром Казарс-кого каганата и крупное поражение Булгарии. В XI в. началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов. В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчак-ской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караха-нидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кып-чаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.

В физическом типе огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.