logo
история2

1. История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения Памятники каменного века на территории Казахстана.

Историческая наука в современных условиях роста национального самосознания народов приобретает все большую значимость. Опыт истории – не сумма случайных, отвлеченных фактов, не сухая схема, это эстафета поколений, преемственно передающая все наиболее ценное, значительное, действительно прогрессивное в жизни народов из прошлого в настоящее. Мировой опыт неопровержимо свидетельствует о том, что история человечества при всем многообразии и особенностях процесса в разных регионах у разных народов подчинена общим объективным закономерностям общественного развития, что в их основе – первично общественное бытие, что история есть поступательный процесс, суть которого состоит в смене общественно-экономических формаций. Как доказали наука и практика, в развитии человеческой цивилизации решающую роль играют народные массы, люди труда, передовые общественные идеи и теории, политические институты.

История народа – это история его борьбы за свободу. История казахского народа и его предков, как и других народов, дает ответ на извечный вопрос: «откуда есть, пошел казахский народ», издавна интересовавший всех. Предметом исследования историков всегда являются конкретные события и явления. Прошлое казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих РК, - это органическая связь с мировой историей. История Казахстана изучает процессы возникновения и развития человеческого общества, расцвет и разложение государств, эволюцию социальной жизни и экономических отношений, взаимоотношений с соседними народами и странами, национально-освободительную борьбу, вклад в мировую цивилизацию племен и народов казахских степей. Объективная история становится на современном этапе развития РК одним из факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности, укрепления суверенитета, осознания гражданственности и патриотизма. Определяющей становится тенденция к рассмотрению истории Казахстана в контексте мирового исторического процесса.

Историография.В дореволюционную пору историография в большей степени рассматривала казахский народ с идеалистических ненаучных позиций и, выполняя социальный заказ господствующих классов самодержавия, не считала его субъектом исторического процесса. После октября 1917 г. стала создаваться новая казахстанская историография, которая принципиально отличалась от дореволюционной русской дворянско-буржуазной историографии и методологии приемами исторического исследования. Тем не менее, и в ней при освещении важнейших исторических событий, связанных с судьбой казахского народа, допущены серьезные искажения, грубейшие ошибки, особенно в освещении форм и методов проведения социалистических преобразований в экономике и культуре.

Актуальность. Изучение истории, овладение всем богатством накопленного человечеством опыта выступают необходимыми компонентами образования и воспитания новых поколений в условиях суверенитета и независимости Казахстана, формирования у них активной жизненной позиции. К этому следует добавить еще одну важную констатацию: чем основательнее обращаемся к прошлому, историческим истокам, опыту, тем глубже понимаем современное состояние общества. Это дает возможность извлечь правильные уроки из прошлого, избавиться от искажения правды истории, что имеет важное значение в таком серьезном для жизнедеятельности общества деле, как воспитание кадров для всех сфер государственной и общественной жизни.