22.Ученые и мыслители IX-XIII вв. (аль-Фараби, м.Кашгари, ю.Баласагуни, а.Яссави и др.).
Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата).
Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона. Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля.
Юсуф Баласагуни воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская(гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом.
Ахмед Иугнеки. Его единственная книга «Хибат ул-Хакайк» («подарок истины»). Родился в конце 12 в. Изучал богословие и арабский и персидский языки. Основные мысли его книги – польза знания, основы морали и человечности. В ней отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана.
Махмуд ибн ал-Хусайн ибн Мухаммад ал-Кашгари ; 1029—1101) — тюркский учёный из Кашгара.
- 1. История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения Памятники каменного века на территории Казахстана.
- 2.Памятники каменного века на территории Казахстана
- 2.Раскройте сущность неолитической революции.
- 3.Бронзовый век на территории Казахстана.
- 4.Андроновская культура на территории Казахстана: характеристика и памятники.
- 5.«Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 6.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
- 7.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство.
- 8.История Первого Тюркского каганата (551-603гг.).
- 9.История Западно-Тюркского каганата VII-VIII вв
- 10.Тюрки в системе международных отношениях в VI в. (тюрко-эфталитские, тюрко-иранские и тюрко-византийские отношения)
- 11.«Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 13.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство.
- 15.Тюргешский каганат (VIII )
- 16. Государство карлуков (середина VIII- первая половина X вв.)
- 17.Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство и культура
- 19.Этнополитическая история кыпчаков (1x-XI вв.).
- 20.Ханство кипчаков
- 22.Ученые и мыслители IX-XIII вв. (аль-Фараби, м.Кашгари, ю.Баласагуни, а.Яссави и др.).
- 23.Памятники древнетюркской письменности
- 24.Верования и обычаи тюркских племен (культ тенгри, буддизм, манихейство и др.)
- 25.Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII вв.
- 26.Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.
- 27.Кого завоевали монголы (Какие государственно-политические организмы существовали в Средней Азии и Казахстане накануне нашествия Чингиз-хана)
- 28.Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и Казахстана
- 29.Завоевание Чингиз-ханом Средней Азии и Казахстана 1219-1224 гг.
- 30.Последствия монгольского завоевания для народов Казахстана
- 31.Как монголы поделили завоеванные территории Средней Азии и Казахстана на улусы? Казахстан в составе монгольских улусов.
- 34.Восточный Дешт-и Кипчак в составе Государства кочевых узбеков (Ханства Абулхаира 1428-1468 гг.)
- 36.Западный Казахстан в составе Ногайской Орды
- 37.Письменные источники о Казахском ханстве середина XV- первая треть XVIII вв.
- 38.Мухаммед Хайдар Дулати “Тарихи Рашиди” – источник по истории Казахского ханства XV-XVI вв.
- 39.Образование Казахского ханства в середине XV в.
- 40.Укрепление Казахского ханства. Борьба Казахского ханства за присырдарьинский регион 1470-1500гг.
- 41.Возвышение Казахского ханства при Касым хане (первая четверть XV в.)
- 42.«Временное ослабление» Казахского ханства в 20-30 гг. XVI в.
- 43.Казахское ханство при Хакназар хане
- 44.Казахское ханство при Тауекел хане
- 45.Казахское ханство при Тауке-хане 1680-1718 гг.
- 46.Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.
- 47.Какие особенности внутриполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.
- 48.Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. Можете отметить?
- 49.Внутриполитическое положение Казахского ханства в XVII в.
- 50. Казахско-джунгарские отношения. Нашествие джунгар весной 1723 г. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Битва при Буланты и Анракай и их значение
- 51. Этапы казахско-джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа против джунгар (XVII- середина XVIII вв.)
- 52.Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
- 53.Какие этапы в формировании этнической территории казахов вы можете отметить? (имеется в виду средневековый период истории)
- 54.Представители письменной литературы XV-XVIII вв. (м.Х. Дулати, қ. Жалаири, Абулгази).
- 55.Акыны и жырау XV-XVIII вв. И их творчество.
- 56.Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV-начале XVIII века.
- 57.Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII вв. Вы можете отметить?
- 58. Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 59. Общественно-политический строй казахов в XVI-XVIII вв.
- 60. Социальная структура казахского общества (XVI-XVIII вв.).
- 61. Хозяйство и быт казахов в XV-XVIII вв.
- 62. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII вв. Развивалось земледелие и городская культура.
- 63. Дайте характеристику кочевому скотоводству-главной отрасли хозяйства казахов в XV-XVIII вв.
- 64. Этапы вхождения Казахстана в состав Российской империи (первая треть XVIII - середина XIX).
- 65. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи ( 30-40–ые гг.XVIII гг.)
- 66. Дайте характеристику второго этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи (вторая половина XVIII гг.)
- 67. Дайте характеристику третьего этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи 20-50-ые гг. XIX в.