Контрольные вопросы и задания
1. Какие альтернативы развития России существовали в начале XX в.?
2. В чем заключается сущность двоевластия или многовластия на местах?
3. Проследите взаимосвязи, существовавшие между демократией и диктатурой в 1917г.
4. Выделите основные этапы трансформации власти в России в течение революции 1917 г.
5. Каковы основные причины краха Временного правительства России?
Рекомендуемая литература
Герасименко Г.А. Народ и власть. М., 1995. Суханов Н.Н. Записки о революции. T.I. Кн. 1-2. М., 1991. История государственного управления России. Ростов-на-Дону, 1999.
Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. СПб., 1996.
Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1999.
Сторин Л.М. Россия. 1917 год. Из истории борьбы политических партий. М., 1987.
Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.
© Герасименко Г.А., 2003
Глава 11
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
1917-1936гг.
1. Создание нового государственного механизма управления
Создание СНК и его первые мероприятия
История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:
установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти — «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.
Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И. Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, — говорил он, — государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.
Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.
Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским. Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть. На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.
Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалистами, 3 — украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство — Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.
Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.
Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».
Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились в декабре 1917 г. созданием коалиционного правительства. В состав СНК наряду с большевиками вошли семь представителей партии левых эсеров. Они возглавили наркоматы земледелия (А.Л. Колегаев), почт и телеграфов (П.П. Прошьян), местного самоуправления (В.Е. Трутовский), имуществ (В.А. Карелин) и юстиции (И.З.Штейнберг). Кроме того, В.А. Агласов и А.И. Бриллиантов стали наркомами без портфеля (с решающим голосом). Первый был членом коллегии наркомата внутренних дел, второй — Наркомата финансов. Левые эсеры, занимая важные посты в кабинете, как и большевики, отвечали за ключевые в условиях революции направления деятельности правительства. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть. Союз с левыми эсерами оставил заметный след в управленческой практике первых месяцев советской власти. Представители левых эсеров входили не только в центральные органы управления, но и в состав правительств национальных республик, ревкомов органов борьбы с контрреволюцией, руководства армейскими частями. При их непосредственном участии была разработана и принята III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая Россию Республикой Советов. Вместе с большевиками левые эсеры единодушно проголосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания.
Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу — объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров.
Однако союз с левыми эсерами оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства, а в июле того же года подняли мятеж против советской власти, который был быстро подавлен. Разрыв союза большевиков с левыми эсерами отразил проистекавшие в обществе процессы, приведшие к разрастанию гражданской войны, которая, безусловно, наложила отпечаток на формировавшуюся систему управления страной.
- История государственного управления в россии
- Рецензенты:
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Введение
- Теоретические вопросы курса «История государственного управления в России»
- Предмет и задачи учебного курса
- Задачи учебного курса:
- Глава 1 исторические условия возникновения древнерусского государства
- 1. Государственность Киевской Руси
- Образование Древнерусского государства
- Начальные этапы складывания системы государственного управления
- Русская Правда
- Церковь
- Вечевой строй
- 2. Государственность периода феодальной раздробленности Особенности государственного управления в условиях раздробленности
- Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации
- 3. Государственность в период ордынского нашествия
- Древняя Русь в системе управления Монгольской империи
- Контрольные вопросы и задания
- На путях централизации
- Возникновение системы управления
- Местные органы управления
- 2. Российское «возрождение»
- Государственная деятельность Ивана III
- Великокняжеская власть и служилое дворянство
- 3. Централизованное государство и его высшие органы
- Земские соборы
- 4. Центральные государственные учреждения
- Посольский приказ
- Разрядный приказ
- Поместный приказ
- Дворцовые приказы
- Земская реформа и местное самоуправление
- Приказная бюрократия
- Местные учреждения
- 5. Государственные учреждения в годы опричнины
- Опричнина
- Оценка опричнины
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 россия в xviIв. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 1. Восстановление государственности в первой половине XVII в.
- 2. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 3. Бюрократизация государственного управления России и изменения в структуре «служилого сословия»
- 4. Приказная система управления в XVII в.
- Чины государственной службы XVII в.
- Руководители дипломатической службы
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 рождение империи. Государственный аппарат в первой половине xviiIв.
- 1. Реформы управления в Петровскую эпоху
- Закат Боярской думы
- Создание Сената
- Реформа местного управления
- Реформа центрального управления. Создание коллегий
- 2. Формирование нового государственного аппарата и государственной службы Укрепление российской бюрократии
- Новая система государственной службы
- Кадровая политика Петра I
- Итоги Петровских реформ
- 3. Государственное управление и служилая бюрократия в эпоху дворцовых переворотов
- Правление Екатерины I
- Правление Петра II
- Правление Анны Иоановны
- Правление Елизаветы Петровны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 «просвещенный абсолютизм» и совершенствование управления страной
- 1. «Просвещенный абсолютизм» и роль личности монарха в управлении государством
- Правление Петра III
- 2. Реформы высших и центральных органов власти Реформа Сената
- Генерал-прокурор Сената — глава правительства
- Попытки искоренения взяточничества
- Реформа Синода
- Высший законосовещательный орган
- Канцелярия статс-секретарей
- Фаворитизм
- Г.А.Потемкин — фаворит и государственный деятель
- Уложенная комиссия
- Коллегии
- Политический сыск
- 3. Реформирование системы местного управления «Учреждения» о губерниях
- Генерал-губернаторы в управлении регионами
- Управление городом
- Местное управление
- 4. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы Манифест о вольности дворянства
- Жалованая грамота дворянству
- Организация городского «самоуправления»
- Значение реформ Екатерины II
- 5. «Контрреформы» Павла I Личность императора Павла I
- Реформы центральных и местных органов управления
- Значение политики Павла I
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 структура и механизм государственного управления в первой половине xiXв.
- 1. Конкретно-исторические условия реформирования системы управления
- 2. Система высших и центральных органов государственного управления
- Формирование министерств
- Общее учреждение министерств
- Государственный совет и его департаменты
- Совершенствование центрального управления
- Сенат как высший судебный орган
- Сущность преобразований государственного управления
- Усиление абсолютистских тенденций
- Императорская канцелярия
- Продолжение министерских реформ
- Корпус жандармов
- 3. Специфика местного управления и управления окраинами России Механизм местного управления
- Государственное управление окраинами
- Управление «инородцами»
- Особенности управления окраинами
- 4. Кадры государственного управления и чиновничий аппарат Система подготовки кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 «великие реформы». Преобразования государственного аппарата. Земства в россии
- 1. Причины проведения реформ и их сущность
- Отмена крепостного права
- Судебная реформа
- Подготовка к земской реформе
- Начало работы земств
- Механизм управления земством
- Земская статистика
- Самофинансирование местного самоуправления
- Реформа городского самоуправления
- Земские начальники
- Попытки реформирования высшего эшелона власти
- 2. Совершенствование системы государственного управления
- Совет министров
- Правительствующий Сенат
- Министерства
- Итоги «великих реформ»
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Начало эпохи «контрреформ»
- Начало царствования Александра III
- «Конституция» Лорис-Меликова
- Курс на укрепление самодержавия
- 2. Промышленный подъем 80-90-х гг.
- Развитие экономики
- Усиление позиций буржуазии
- Переход к протекционизму
- Финансовое положение империи
- 3. Попытки реформирования системы управления «Положение об усиленной и чрезвычайной охране»
- Проект созыва Земского собора
- Проект реформы местного самоуправления
- Усиление позиций дворянства
- Изменения в аграрной сфере
- Земская и судебная «контрреформа»
- Законы о печати и высшей школе
- Итоги «контрреформ»
- 4. Россия в начале 90-х гг. Кризис внутренней политики
- Начало царствования Николая II
- Попытки «усовершенствования» государственного порядка
- Крестьянский вопрос
- Кризис системы управления
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые шаги к представительному строю Булыгинская дума
- Петергофские совещания. Подготовка законодательства о Булыгинской думе
- Манифест 17 октября
- 3. Реформа исполнительной власти Создание объединенного правительства
- Верховная власть и премьер-министр
- Малый Совет Министров
- 4. Реформа Государственного совета Верхняя палата парламента
- Статус Государственного совета
- Организация работы в верхней палате
- Партийное размежевание в Госсовете
- 5. Создание и деятельность Государственной думы
- I Государственная дума
- Программа I Государственной думы
- «Выборгское воззвание»
- II Государственная дума
- Третьеиюньский государственный переворот
- III Государственная дума
- IV Государственная дума
- Крах думской монархии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 10 крушение монархии. Революция 1917года
- 1. Февральская революция и крушение монархии
- «Так больше жить нельзя»
- Провал конституционной монархии
- Временное правительство
- Петроградский Совет
- Народный фронт в начале революции
- Расстановка политических сил в стране весной 1917 г.
- 2. Трансформация власти и установление диктатуры Временного правительства
- Местное управление
- Комиссары Временного правительства
- «Вся власть Советам»
- Апрельский кризис
- Неудавшаяся диктатура
- Коалиционное Временное правительство
- Июльский кризис
- 3. Перерастание диктатуры Временного правительства в режим единоличной власти Керенского
- На полпути к военной диктатуре
- Провал корниловского мятежа. Углубление социально-политического кризиса
- Кризис внутри правительственного лагеря
- 4. Крах режима Керенского
- Развал местных органов власти Временного правительства
- Контрольные вопросы и задания
- Разгон Учредительного собрания
- Начало формирования советского государственного аппарата
- 2. Основные черты государственного управления в рамках ссср
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 система государственного управления ссср в 1937-1945гг.
- 1. Развитие системы управления на основе Конституции ссср 1936 г.
- 2. Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Реорганизация органов исполнительной власти
- Партаппарат: высшие и местные органы управления
- 2. Советская номенклатура
- Борьба за власть и вождизм
- Профессиональные особенности советской номенклатуры
- Численность административного персонала
- Идеологическая подготовка кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 14
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 кризис советской системы управления (конец 70-х-80-е гг.)
- 1. Начало кризиса
- Нарастание экономических проблем
- 2. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления (начало 80-х - 1988 гг.)
- Политические реформы — на смену ускорению. До середины
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 политические реформы1989-1991гг.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 17 воссоздание российской государственности (1992-1999гг.)
- Средние цены на отдельные продовольственные товары (на конец года; руб. За кг, л)
- Динамика официального курса доллара сша по отношению к российскому рублю (на конец месяца)
- Заработная плата работников предприятий и организаций в рублях и в долл.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Оглавление