Идеологическая подготовка кадров
Задача профессиональной подготовки и переподготовки чиновников воспринималась как очень актуальная. Особо серьезное значение придавалось руководством страны идейно-политическому (идеологическому) воспитанию партийно-советских работников государственного аппарата. Всего к 1950 г. в системе партийного просвещения занималось около 5 млн коммунистов и свыше 2,5 млн беспартийных. Среди работ, обязательных к изучению, были «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография». Общий тираж первой книги составил за 1938-1953 гг. 43 млн экземпляров на 67 языках, а второй - 17 млн экземпляров. «Краткий курс», согласно партийному постановлению, представлял собой «официальное, проверенное толкование основных вопросов марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». По мнению главного партийного идеолога тех лет А.А. Жданова, «Краткий курс» должен был способствовать тому, чтобы «овладели большевизмом не только кадры пропагандистов, но и кадры советские, кадры хозяйственные, кооперативные, учащаяся молодежь...которые имеют непосредственное отношение к управлению государством».
В министерствах и ведомствах действовали, как правило, краткосрочные курсы переподготовки, на которых изучались та кие общественные дисциплины, как история ВКП(б) и политэкономия, диалектический и исторический материализм. Хотя нередко обучение носило для многих чиновников формальный характер, оно достигало своей главной цели - массированной, постоянной идеологической обработки населения, в том числе государственного аппарата, служащих.
2 августа 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников», в котором ставилась задача в три—четыре года охватить партшколами и курсами по переподготовке партийных и советских работников основные руководящие республиканские, краевые, областные, городские и районные партийно-советские кадры. Для работников областного, краевого и республиканского масштаба организовывалась Высшая партийная школа (ВПШ) на базе действовавшей Высшей школы парторганизаторов при ЦК ВКП(б). Для подготовки теоретических кадров партии образовывалась Академия общественных наук (АОН) при ЦК ВКП(б) с 3-годичным сроком обучения аспирантов, а также девятимесячные курсы для переподготовки преподавателей общественных наук.
Успехи Сталина в борьбе с аппаратом и бюрократией казались таковыми лишь на первый взгляд. Политические идеалы вождя, воплощенные в его последних работах и практических делах, принуждали советское общество решать нереальную задачу. Борьба СССР за роль мирового лидера все больше разводила в разные стороны народ и власть. Последняя не могла справиться даже со своими внутренними проблемами: ликвидация Сталиным многих крупных фигур из своего ближайшего окружения вела к постепенному «осереднячиванию» правящей элиты. Сохранялась довоенная модель экономического развития страны, основанная преимущественно на принуждении, ручном труде, количественных методах, непрофессионализме управленцев, число которых непрерывно росло. Особым свойством системы было то, что любое начинание в разных областях жизни страны сопровождалось (а часто только этим и ограничивалось) непременным ростом бюрократического аппарата. Так было в годы «культурной революции», когда особенно быстрыми темпами рос административный персонал социально-культурных учреждений, и в годы сплошной коллективизации, когда руководящий персонал на селе вырос почти в пять раз по сравнению с годами НЭПа. Так было и после войны, когда в ходе восстановления народного хозяйства происходил рост числа предприятий и Государственная штатная комиссия только за два года утвердила штаты административно-управленческих работников, почти 40 тыс. новых предприятий и организаций.
Как один из главных создателей советской государственной машины, Сталин реально представлял механизм ее функционирования, знал ее сильные и слабые стороны. Он имел полную информацию о людских и материальных ресурсах, их потерях, связанных с войной, о расшатанной финансовой системе и невиданном со времен НЭПа росте рыночной торговли в стране, которая угрожала основам советской экономики, знал об огромных размерах административного аппарата и укоренении системы кормленчества во всех его звеньях, что грозило системе невиданным социальным взрывом, знал о настроениях населения и надеждах на смягчение режима. Тем не менее он сделал ставку не на реформы, а на дальнейшее укрепление государственной машины. Он избрал репрессии в качестве главного средства воздействия на людей.
- История государственного управления в россии
- Рецензенты:
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Введение
- Теоретические вопросы курса «История государственного управления в России»
- Предмет и задачи учебного курса
- Задачи учебного курса:
- Глава 1 исторические условия возникновения древнерусского государства
- 1. Государственность Киевской Руси
- Образование Древнерусского государства
- Начальные этапы складывания системы государственного управления
- Русская Правда
- Церковь
- Вечевой строй
- 2. Государственность периода феодальной раздробленности Особенности государственного управления в условиях раздробленности
- Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации
- 3. Государственность в период ордынского нашествия
- Древняя Русь в системе управления Монгольской империи
- Контрольные вопросы и задания
- На путях централизации
- Возникновение системы управления
- Местные органы управления
- 2. Российское «возрождение»
- Государственная деятельность Ивана III
- Великокняжеская власть и служилое дворянство
- 3. Централизованное государство и его высшие органы
- Земские соборы
- 4. Центральные государственные учреждения
- Посольский приказ
- Разрядный приказ
- Поместный приказ
- Дворцовые приказы
- Земская реформа и местное самоуправление
- Приказная бюрократия
- Местные учреждения
- 5. Государственные учреждения в годы опричнины
- Опричнина
- Оценка опричнины
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 россия в xviIв. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 1. Восстановление государственности в первой половине XVII в.
- 2. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 3. Бюрократизация государственного управления России и изменения в структуре «служилого сословия»
- 4. Приказная система управления в XVII в.
- Чины государственной службы XVII в.
- Руководители дипломатической службы
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 рождение империи. Государственный аппарат в первой половине xviiIв.
- 1. Реформы управления в Петровскую эпоху
- Закат Боярской думы
- Создание Сената
- Реформа местного управления
- Реформа центрального управления. Создание коллегий
- 2. Формирование нового государственного аппарата и государственной службы Укрепление российской бюрократии
- Новая система государственной службы
- Кадровая политика Петра I
- Итоги Петровских реформ
- 3. Государственное управление и служилая бюрократия в эпоху дворцовых переворотов
- Правление Екатерины I
- Правление Петра II
- Правление Анны Иоановны
- Правление Елизаветы Петровны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 «просвещенный абсолютизм» и совершенствование управления страной
- 1. «Просвещенный абсолютизм» и роль личности монарха в управлении государством
- Правление Петра III
- 2. Реформы высших и центральных органов власти Реформа Сената
- Генерал-прокурор Сената — глава правительства
- Попытки искоренения взяточничества
- Реформа Синода
- Высший законосовещательный орган
- Канцелярия статс-секретарей
- Фаворитизм
- Г.А.Потемкин — фаворит и государственный деятель
- Уложенная комиссия
- Коллегии
- Политический сыск
- 3. Реформирование системы местного управления «Учреждения» о губерниях
- Генерал-губернаторы в управлении регионами
- Управление городом
- Местное управление
- 4. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы Манифест о вольности дворянства
- Жалованая грамота дворянству
- Организация городского «самоуправления»
- Значение реформ Екатерины II
- 5. «Контрреформы» Павла I Личность императора Павла I
- Реформы центральных и местных органов управления
- Значение политики Павла I
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 структура и механизм государственного управления в первой половине xiXв.
- 1. Конкретно-исторические условия реформирования системы управления
- 2. Система высших и центральных органов государственного управления
- Формирование министерств
- Общее учреждение министерств
- Государственный совет и его департаменты
- Совершенствование центрального управления
- Сенат как высший судебный орган
- Сущность преобразований государственного управления
- Усиление абсолютистских тенденций
- Императорская канцелярия
- Продолжение министерских реформ
- Корпус жандармов
- 3. Специфика местного управления и управления окраинами России Механизм местного управления
- Государственное управление окраинами
- Управление «инородцами»
- Особенности управления окраинами
- 4. Кадры государственного управления и чиновничий аппарат Система подготовки кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 «великие реформы». Преобразования государственного аппарата. Земства в россии
- 1. Причины проведения реформ и их сущность
- Отмена крепостного права
- Судебная реформа
- Подготовка к земской реформе
- Начало работы земств
- Механизм управления земством
- Земская статистика
- Самофинансирование местного самоуправления
- Реформа городского самоуправления
- Земские начальники
- Попытки реформирования высшего эшелона власти
- 2. Совершенствование системы государственного управления
- Совет министров
- Правительствующий Сенат
- Министерства
- Итоги «великих реформ»
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Начало эпохи «контрреформ»
- Начало царствования Александра III
- «Конституция» Лорис-Меликова
- Курс на укрепление самодержавия
- 2. Промышленный подъем 80-90-х гг.
- Развитие экономики
- Усиление позиций буржуазии
- Переход к протекционизму
- Финансовое положение империи
- 3. Попытки реформирования системы управления «Положение об усиленной и чрезвычайной охране»
- Проект созыва Земского собора
- Проект реформы местного самоуправления
- Усиление позиций дворянства
- Изменения в аграрной сфере
- Земская и судебная «контрреформа»
- Законы о печати и высшей школе
- Итоги «контрреформ»
- 4. Россия в начале 90-х гг. Кризис внутренней политики
- Начало царствования Николая II
- Попытки «усовершенствования» государственного порядка
- Крестьянский вопрос
- Кризис системы управления
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые шаги к представительному строю Булыгинская дума
- Петергофские совещания. Подготовка законодательства о Булыгинской думе
- Манифест 17 октября
- 3. Реформа исполнительной власти Создание объединенного правительства
- Верховная власть и премьер-министр
- Малый Совет Министров
- 4. Реформа Государственного совета Верхняя палата парламента
- Статус Государственного совета
- Организация работы в верхней палате
- Партийное размежевание в Госсовете
- 5. Создание и деятельность Государственной думы
- I Государственная дума
- Программа I Государственной думы
- «Выборгское воззвание»
- II Государственная дума
- Третьеиюньский государственный переворот
- III Государственная дума
- IV Государственная дума
- Крах думской монархии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 10 крушение монархии. Революция 1917года
- 1. Февральская революция и крушение монархии
- «Так больше жить нельзя»
- Провал конституционной монархии
- Временное правительство
- Петроградский Совет
- Народный фронт в начале революции
- Расстановка политических сил в стране весной 1917 г.
- 2. Трансформация власти и установление диктатуры Временного правительства
- Местное управление
- Комиссары Временного правительства
- «Вся власть Советам»
- Апрельский кризис
- Неудавшаяся диктатура
- Коалиционное Временное правительство
- Июльский кризис
- 3. Перерастание диктатуры Временного правительства в режим единоличной власти Керенского
- На полпути к военной диктатуре
- Провал корниловского мятежа. Углубление социально-политического кризиса
- Кризис внутри правительственного лагеря
- 4. Крах режима Керенского
- Развал местных органов власти Временного правительства
- Контрольные вопросы и задания
- Разгон Учредительного собрания
- Начало формирования советского государственного аппарата
- 2. Основные черты государственного управления в рамках ссср
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 система государственного управления ссср в 1937-1945гг.
- 1. Развитие системы управления на основе Конституции ссср 1936 г.
- 2. Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Реорганизация органов исполнительной власти
- Партаппарат: высшие и местные органы управления
- 2. Советская номенклатура
- Борьба за власть и вождизм
- Профессиональные особенности советской номенклатуры
- Численность административного персонала
- Идеологическая подготовка кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 14
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 кризис советской системы управления (конец 70-х-80-е гг.)
- 1. Начало кризиса
- Нарастание экономических проблем
- 2. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления (начало 80-х - 1988 гг.)
- Политические реформы — на смену ускорению. До середины
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 политические реформы1989-1991гг.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 17 воссоздание российской государственности (1992-1999гг.)
- Средние цены на отдельные продовольственные товары (на конец года; руб. За кг, л)
- Динамика официального курса доллара сша по отношению к российскому рублю (на конец месяца)
- Заработная плата работников предприятий и организаций в рублях и в долл.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Оглавление