4. Приказная система управления в XVII в.
Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI в. Именно тогда приказы стали ведать важнейшими отраслями управления, получили более или менее устойчивый штат, характерное делопроизводство, за ними официально закрепилось название «приказы». На протяжении XVI—XVII вв. существовало около ста таких учреждений. Однако нельзя считать, что все они действовали одновременно. Постоянно функционировали лишь 40-50, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Важнейшими приказами были три: Посольский, Разрядный и Поместный. Они являлись основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем двухсот лет. В неопределенности числа приказов состояла суть самого приказного строя - текучего, изменявшегося, приспосабливавшегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные люди легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел.
Все приказы делятся натри большие группы: 1) Приказы общегосударственной компетенции, 2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.
Централизация и систематизация приказного управления в XVI-XVII вв. оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел; в нем вели учет живших в России иностранцев, ведали касимовскими татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х гг. XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод, приказных людей и т.д. Поместно-вотчинные дела судились в Поместном приказе, но они же входили в компетенцию некоторых других приказов: Разрядного, Сибирского, Казанского.
Полнота прав, присущая деятельности таких территориальных приказов, как Казанский, Астраханский, Сибирский, Смоленский, противоречила функционированию «отраслевых» приказов — Посольского, Разрядного, Поместного и иных. До конца существования приказной системы большая часть страны управлялась через территориальные (областные) приказы. Они обладали всей полнотой власти центральных учреждений, но только на определенной территории. Для того времени это было наиболее приемлемо для целостности государства и самодержавной власти.
В XVII в. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между учреждениями, которым приказные служащие традиционно следовали. Приказы не могли давать распоряжения тем государственным учреждениям (приказам), которые были подчинены другим приказам. Специфической чертой приказного строя являлось существование своеобразной системы объединения приказов, состоявшей из главного приказа и присудов (с 70—80-х гг. XVII в. в подчинение Посольского приказа попали Малороссийский, Новгородский и др.). Присуды не имели собственных судей. Такой приказ, не меняя внутренней структуры, входил в подчинение другому приказу и имел общего с ним судью, который был судьей начальствующего приказа. Он наряду с делами своего приказа разбирал дела присуда. Последние легко превращались в столы главного приказа и могли «странствовать» из одного приказа в другой. Ликвидация приказа как самостоятельной единицы еще не означала, что в будущем у него нет перспективы возродиться в виде самостоятельного учреждения — полноценного приказа. Такая неопределенность приказной структуры позволяла приказам сливаться и разъединяться.
Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое или территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно-служилых категорий — чинов. Таким образом, приказы являлись и судебными, и административными органами. В судебной сфере процесс централизации также не был ни последовательным, ни прямолинейным. Например, Поместный приказ содержал два полка и вел самостоятельно суд и расправу.
Финансирование приказов отражало суть приказной системы: создаваемые приказы были поручением, и под него изыскивался источник финансирования, будь то специальный налог или извлеченная из кассы другого приказа сумма. Кроме того, к приказу была прикреплена определенная территория, с населения которой он взимал налоги. С годами складывались определенные связки приказов дохода и приказов расхода. Но основная масса денег распределялась бессистемно: если в одном приказе были деньги, они шли в тот, где их не хватало. Для выполнения финансовых функций была образована целая группа приказов - Приказ Большого прихода, Приказ Большой казны, Приказ денежного сбора, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Счетный приказ и др. Одни действовали вплоть до Петровской реформы управления 1718-1721 гг., другие прекратили свое существование на рубеже XVIII в.
В целом применительно к приказам и их служащим в XVII столетии следует отметить два переломных момента. Во-первых, 40—50 гг. XVII в., когда в рамках сословно-представительного государства создавалось общее законодательство, определившее основные стороны функционирования приказных штатов государственных учреждений и утвердившее приказное начало. Законодательство ограничило социальную среду комплектования, ввело «указное число» служащих для каждого учреждения и размеры отпускаемого им содержания, а также установило внутренний распорядок работы центральных учреждений. Во-вторых, 70-е гг. XVII в., когда под воздействием новых явлений в жизни страны перед государственными учреждениями и их штатами встали новые сложные задачи, что привело к резкому возрастанию числа приказных служащих. Особая приказная среда в значительной мере воспроизводила себя.
Приказной строй был уникальным, самобытным явлением в истории российской государственности и культуры.
- История государственного управления в россии
- Рецензенты:
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Введение
- Теоретические вопросы курса «История государственного управления в России»
- Предмет и задачи учебного курса
- Задачи учебного курса:
- Глава 1 исторические условия возникновения древнерусского государства
- 1. Государственность Киевской Руси
- Образование Древнерусского государства
- Начальные этапы складывания системы государственного управления
- Русская Правда
- Церковь
- Вечевой строй
- 2. Государственность периода феодальной раздробленности Особенности государственного управления в условиях раздробленности
- Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации
- 3. Государственность в период ордынского нашествия
- Древняя Русь в системе управления Монгольской империи
- Контрольные вопросы и задания
- На путях централизации
- Возникновение системы управления
- Местные органы управления
- 2. Российское «возрождение»
- Государственная деятельность Ивана III
- Великокняжеская власть и служилое дворянство
- 3. Централизованное государство и его высшие органы
- Земские соборы
- 4. Центральные государственные учреждения
- Посольский приказ
- Разрядный приказ
- Поместный приказ
- Дворцовые приказы
- Земская реформа и местное самоуправление
- Приказная бюрократия
- Местные учреждения
- 5. Государственные учреждения в годы опричнины
- Опричнина
- Оценка опричнины
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 россия в xviIв. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 1. Восстановление государственности в первой половине XVII в.
- 2. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 3. Бюрократизация государственного управления России и изменения в структуре «служилого сословия»
- 4. Приказная система управления в XVII в.
- Чины государственной службы XVII в.
- Руководители дипломатической службы
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 рождение империи. Государственный аппарат в первой половине xviiIв.
- 1. Реформы управления в Петровскую эпоху
- Закат Боярской думы
- Создание Сената
- Реформа местного управления
- Реформа центрального управления. Создание коллегий
- 2. Формирование нового государственного аппарата и государственной службы Укрепление российской бюрократии
- Новая система государственной службы
- Кадровая политика Петра I
- Итоги Петровских реформ
- 3. Государственное управление и служилая бюрократия в эпоху дворцовых переворотов
- Правление Екатерины I
- Правление Петра II
- Правление Анны Иоановны
- Правление Елизаветы Петровны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 «просвещенный абсолютизм» и совершенствование управления страной
- 1. «Просвещенный абсолютизм» и роль личности монарха в управлении государством
- Правление Петра III
- 2. Реформы высших и центральных органов власти Реформа Сената
- Генерал-прокурор Сената — глава правительства
- Попытки искоренения взяточничества
- Реформа Синода
- Высший законосовещательный орган
- Канцелярия статс-секретарей
- Фаворитизм
- Г.А.Потемкин — фаворит и государственный деятель
- Уложенная комиссия
- Коллегии
- Политический сыск
- 3. Реформирование системы местного управления «Учреждения» о губерниях
- Генерал-губернаторы в управлении регионами
- Управление городом
- Местное управление
- 4. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы Манифест о вольности дворянства
- Жалованая грамота дворянству
- Организация городского «самоуправления»
- Значение реформ Екатерины II
- 5. «Контрреформы» Павла I Личность императора Павла I
- Реформы центральных и местных органов управления
- Значение политики Павла I
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 структура и механизм государственного управления в первой половине xiXв.
- 1. Конкретно-исторические условия реформирования системы управления
- 2. Система высших и центральных органов государственного управления
- Формирование министерств
- Общее учреждение министерств
- Государственный совет и его департаменты
- Совершенствование центрального управления
- Сенат как высший судебный орган
- Сущность преобразований государственного управления
- Усиление абсолютистских тенденций
- Императорская канцелярия
- Продолжение министерских реформ
- Корпус жандармов
- 3. Специфика местного управления и управления окраинами России Механизм местного управления
- Государственное управление окраинами
- Управление «инородцами»
- Особенности управления окраинами
- 4. Кадры государственного управления и чиновничий аппарат Система подготовки кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 «великие реформы». Преобразования государственного аппарата. Земства в россии
- 1. Причины проведения реформ и их сущность
- Отмена крепостного права
- Судебная реформа
- Подготовка к земской реформе
- Начало работы земств
- Механизм управления земством
- Земская статистика
- Самофинансирование местного самоуправления
- Реформа городского самоуправления
- Земские начальники
- Попытки реформирования высшего эшелона власти
- 2. Совершенствование системы государственного управления
- Совет министров
- Правительствующий Сенат
- Министерства
- Итоги «великих реформ»
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Начало эпохи «контрреформ»
- Начало царствования Александра III
- «Конституция» Лорис-Меликова
- Курс на укрепление самодержавия
- 2. Промышленный подъем 80-90-х гг.
- Развитие экономики
- Усиление позиций буржуазии
- Переход к протекционизму
- Финансовое положение империи
- 3. Попытки реформирования системы управления «Положение об усиленной и чрезвычайной охране»
- Проект созыва Земского собора
- Проект реформы местного самоуправления
- Усиление позиций дворянства
- Изменения в аграрной сфере
- Земская и судебная «контрреформа»
- Законы о печати и высшей школе
- Итоги «контрреформ»
- 4. Россия в начале 90-х гг. Кризис внутренней политики
- Начало царствования Николая II
- Попытки «усовершенствования» государственного порядка
- Крестьянский вопрос
- Кризис системы управления
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые шаги к представительному строю Булыгинская дума
- Петергофские совещания. Подготовка законодательства о Булыгинской думе
- Манифест 17 октября
- 3. Реформа исполнительной власти Создание объединенного правительства
- Верховная власть и премьер-министр
- Малый Совет Министров
- 4. Реформа Государственного совета Верхняя палата парламента
- Статус Государственного совета
- Организация работы в верхней палате
- Партийное размежевание в Госсовете
- 5. Создание и деятельность Государственной думы
- I Государственная дума
- Программа I Государственной думы
- «Выборгское воззвание»
- II Государственная дума
- Третьеиюньский государственный переворот
- III Государственная дума
- IV Государственная дума
- Крах думской монархии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 10 крушение монархии. Революция 1917года
- 1. Февральская революция и крушение монархии
- «Так больше жить нельзя»
- Провал конституционной монархии
- Временное правительство
- Петроградский Совет
- Народный фронт в начале революции
- Расстановка политических сил в стране весной 1917 г.
- 2. Трансформация власти и установление диктатуры Временного правительства
- Местное управление
- Комиссары Временного правительства
- «Вся власть Советам»
- Апрельский кризис
- Неудавшаяся диктатура
- Коалиционное Временное правительство
- Июльский кризис
- 3. Перерастание диктатуры Временного правительства в режим единоличной власти Керенского
- На полпути к военной диктатуре
- Провал корниловского мятежа. Углубление социально-политического кризиса
- Кризис внутри правительственного лагеря
- 4. Крах режима Керенского
- Развал местных органов власти Временного правительства
- Контрольные вопросы и задания
- Разгон Учредительного собрания
- Начало формирования советского государственного аппарата
- 2. Основные черты государственного управления в рамках ссср
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 система государственного управления ссср в 1937-1945гг.
- 1. Развитие системы управления на основе Конституции ссср 1936 г.
- 2. Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Реорганизация органов исполнительной власти
- Партаппарат: высшие и местные органы управления
- 2. Советская номенклатура
- Борьба за власть и вождизм
- Профессиональные особенности советской номенклатуры
- Численность административного персонала
- Идеологическая подготовка кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 14
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 кризис советской системы управления (конец 70-х-80-е гг.)
- 1. Начало кризиса
- Нарастание экономических проблем
- 2. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления (начало 80-х - 1988 гг.)
- Политические реформы — на смену ускорению. До середины
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 политические реформы1989-1991гг.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 17 воссоздание российской государственности (1992-1999гг.)
- Средние цены на отдельные продовольственные товары (на конец года; руб. За кг, л)
- Динамика официального курса доллара сша по отношению к российскому рублю (на конец месяца)
- Заработная плата работников предприятий и организаций в рублях и в долл.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Оглавление