3. Реформа исполнительной власти Создание объединенного правительства
Основными объектами реформирования стали Совет Министров и Комитет министров — высший законосовещательный орган. Показательно, что проекты реформирования были самого широкого диапазона — от ультрарадикальных до махрово-консервативных. К последним относился совместный проект умудренного опытом государственного управления членов Государственного совета графа А.П. Игнатьева и А.С. Стишинского, которые вообще были против какой-либо реформы исполнительной ветви власти. Наибольшее возмущение у них вызывало проектируемое предоставление председателю правительства преимущественных прав, поскольку они усматривали в этом ослабление незыблемых принципов самодержавия. Они предлагали сохранить прежний Совет министров, создав при нем постоянное присутствие из министров и главноуправляющих.
Победу одержала другая точка зрения, сводившаяся к неизбежности реформирования исполнительной власти и вскоре последовала серия императорских указов во исполнение этого решения. В них предусматривалось преобразование Совета министров из нерегулярно созываемого органа в орган постоянно действовавший с четкими полномочиями и функциями. Допускалась возможность председательствования на заседаниях Совета министров императора, как это было и прежде.
К числу нововведений относилось возложение непосредственного руководства правительством на председателя Совета. В соответствии с первоначальным замыслом он же должен был подбирать и представлять императору кандидатов на министерские посты, а также осуществлять контроль за их деятельностью. На министров возлагалось обязательство докладывать своему председателю обо всех заметных событиях, так или иначе касавшихся их ведомства. Однако спустя несколько дней, Николай [I, поддавшись увещеваниям наиболее консервативной бюрократии, указом от 19 октября изменил планируемую практику предоставления ему председателем Совета министров кандидатов на министерские посты. В результате полномочия премьера в этой области свелись лишь к обсуждению в Совете министров кандидатов «должностных лиц центрального и местного аппарата министерств и ведомств».
Относительно всеподданнейших докладов (прямых докладов министров императору) был достигнут компромисс. Практика эта сохранялась, но министры должны были согласовывать содержание докладов с премьер-министром.
Реформирование исполнительной власти стало важной составляющей деятельности верхнего эшелона власти по подготовке введения представительного органа с законодательными полномочиями. Помимо выполнения главной задачи — объединения действий министров, на этом этапе решался вопрос о подчиненности исполнительной власти. Было сделано все, чтобы не допустить создания правительства, ответственного перед депутатами, как это было в странах со сложившимися парламентскими традициями.
Более того, оставаясь вне контроля со стороны законодательного органа, председатель Совета Министров находился в полной зависимости от монарха. Только император мог назначать и смещать его и членов кабинета. Премьер обладал только правом предоставления кандидатов на министерские посты, решение оставалось за императором. По усмотрению царя Совет Министров мог собираться под его собственным председательством. За монархом оставалось и право изменения любого решения правительства. Целый ряд важнейших вопросов - дела по ведомству императорского двора и уделов, государственной обороны и внешней политики — изымались из компетенции Совета.
И тем не менее председатель Совета Министров имел больше прав, чем прежде председатель Комитета министров и фактически становился премьер-министром. При этом положение его как главы Кабинета существенным образом отличалось от положения главы Кабинета в конституционном государстве, где главенствующая роль премьера определялась его опорой на парламентское большинство, ответственностью Кабинета перед парламентом.
Ведению обновленного Совета Министров подлежали дела трех категорий. К первой группе относились дела высшего государственного управления: «первоначальные предположения министерств и главноуправляющих по вопросам законов, имеющим государственную важность», «дела, по коим нужно общее собрание или содействие разных министерств», «издаваемые министрами циркуляры, имеющие государственное значение», «всеподданнейшие доклады» министров, разрешение коих превышает пределы власти, вверенной каждому министру, все дела, назначенные к обсуждению в Совете «по высочайшему повелению», «виды и предположения министров и главноуправляющих к устройству и усовершенствованию подчиненных им частей».
Вторая категория дел была связана с чрезвычайно-указным правом в порядке статьи 87 новой редакции Основных законов Российской империи, принятой в апреле 1906 г. Означенная статья придавала Совету Министров законодательные функции, предусматривая возможность проводить законодательные акты через Совет Министров, минуя законодательные органы.
Третью категорию дел, перешедших в ведение Совета Министров после упразднения Комитета министров в апреле 1906 г., составили дела об установлении усиленной и чрезвычайной охраны, назначение местностей для лиц, приговоренных к поселению и текущие административные дела.
В целом реформа исполнительной власти в лице Совета Министров создавала серьезный противовес законодательной Думе и, сохранив неограниченную верховную исполнительную власть в руках императора, способствовала укреплению позиций самодержавия в грядущих, новых для страны условиях думской монархии.
- История государственного управления в россии
- Рецензенты:
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Введение
- Теоретические вопросы курса «История государственного управления в России»
- Предмет и задачи учебного курса
- Задачи учебного курса:
- Глава 1 исторические условия возникновения древнерусского государства
- 1. Государственность Киевской Руси
- Образование Древнерусского государства
- Начальные этапы складывания системы государственного управления
- Русская Правда
- Церковь
- Вечевой строй
- 2. Государственность периода феодальной раздробленности Особенности государственного управления в условиях раздробленности
- Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации
- 3. Государственность в период ордынского нашествия
- Древняя Русь в системе управления Монгольской империи
- Контрольные вопросы и задания
- На путях централизации
- Возникновение системы управления
- Местные органы управления
- 2. Российское «возрождение»
- Государственная деятельность Ивана III
- Великокняжеская власть и служилое дворянство
- 3. Централизованное государство и его высшие органы
- Земские соборы
- 4. Центральные государственные учреждения
- Посольский приказ
- Разрядный приказ
- Поместный приказ
- Дворцовые приказы
- Земская реформа и местное самоуправление
- Приказная бюрократия
- Местные учреждения
- 5. Государственные учреждения в годы опричнины
- Опричнина
- Оценка опричнины
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 россия в xviIв. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 1. Восстановление государственности в первой половине XVII в.
- 2. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 3. Бюрократизация государственного управления России и изменения в структуре «служилого сословия»
- 4. Приказная система управления в XVII в.
- Чины государственной службы XVII в.
- Руководители дипломатической службы
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 рождение империи. Государственный аппарат в первой половине xviiIв.
- 1. Реформы управления в Петровскую эпоху
- Закат Боярской думы
- Создание Сената
- Реформа местного управления
- Реформа центрального управления. Создание коллегий
- 2. Формирование нового государственного аппарата и государственной службы Укрепление российской бюрократии
- Новая система государственной службы
- Кадровая политика Петра I
- Итоги Петровских реформ
- 3. Государственное управление и служилая бюрократия в эпоху дворцовых переворотов
- Правление Екатерины I
- Правление Петра II
- Правление Анны Иоановны
- Правление Елизаветы Петровны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 «просвещенный абсолютизм» и совершенствование управления страной
- 1. «Просвещенный абсолютизм» и роль личности монарха в управлении государством
- Правление Петра III
- 2. Реформы высших и центральных органов власти Реформа Сената
- Генерал-прокурор Сената — глава правительства
- Попытки искоренения взяточничества
- Реформа Синода
- Высший законосовещательный орган
- Канцелярия статс-секретарей
- Фаворитизм
- Г.А.Потемкин — фаворит и государственный деятель
- Уложенная комиссия
- Коллегии
- Политический сыск
- 3. Реформирование системы местного управления «Учреждения» о губерниях
- Генерал-губернаторы в управлении регионами
- Управление городом
- Местное управление
- 4. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы Манифест о вольности дворянства
- Жалованая грамота дворянству
- Организация городского «самоуправления»
- Значение реформ Екатерины II
- 5. «Контрреформы» Павла I Личность императора Павла I
- Реформы центральных и местных органов управления
- Значение политики Павла I
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 структура и механизм государственного управления в первой половине xiXв.
- 1. Конкретно-исторические условия реформирования системы управления
- 2. Система высших и центральных органов государственного управления
- Формирование министерств
- Общее учреждение министерств
- Государственный совет и его департаменты
- Совершенствование центрального управления
- Сенат как высший судебный орган
- Сущность преобразований государственного управления
- Усиление абсолютистских тенденций
- Императорская канцелярия
- Продолжение министерских реформ
- Корпус жандармов
- 3. Специфика местного управления и управления окраинами России Механизм местного управления
- Государственное управление окраинами
- Управление «инородцами»
- Особенности управления окраинами
- 4. Кадры государственного управления и чиновничий аппарат Система подготовки кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 «великие реформы». Преобразования государственного аппарата. Земства в россии
- 1. Причины проведения реформ и их сущность
- Отмена крепостного права
- Судебная реформа
- Подготовка к земской реформе
- Начало работы земств
- Механизм управления земством
- Земская статистика
- Самофинансирование местного самоуправления
- Реформа городского самоуправления
- Земские начальники
- Попытки реформирования высшего эшелона власти
- 2. Совершенствование системы государственного управления
- Совет министров
- Правительствующий Сенат
- Министерства
- Итоги «великих реформ»
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Начало эпохи «контрреформ»
- Начало царствования Александра III
- «Конституция» Лорис-Меликова
- Курс на укрепление самодержавия
- 2. Промышленный подъем 80-90-х гг.
- Развитие экономики
- Усиление позиций буржуазии
- Переход к протекционизму
- Финансовое положение империи
- 3. Попытки реформирования системы управления «Положение об усиленной и чрезвычайной охране»
- Проект созыва Земского собора
- Проект реформы местного самоуправления
- Усиление позиций дворянства
- Изменения в аграрной сфере
- Земская и судебная «контрреформа»
- Законы о печати и высшей школе
- Итоги «контрреформ»
- 4. Россия в начале 90-х гг. Кризис внутренней политики
- Начало царствования Николая II
- Попытки «усовершенствования» государственного порядка
- Крестьянский вопрос
- Кризис системы управления
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые шаги к представительному строю Булыгинская дума
- Петергофские совещания. Подготовка законодательства о Булыгинской думе
- Манифест 17 октября
- 3. Реформа исполнительной власти Создание объединенного правительства
- Верховная власть и премьер-министр
- Малый Совет Министров
- 4. Реформа Государственного совета Верхняя палата парламента
- Статус Государственного совета
- Организация работы в верхней палате
- Партийное размежевание в Госсовете
- 5. Создание и деятельность Государственной думы
- I Государственная дума
- Программа I Государственной думы
- «Выборгское воззвание»
- II Государственная дума
- Третьеиюньский государственный переворот
- III Государственная дума
- IV Государственная дума
- Крах думской монархии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 10 крушение монархии. Революция 1917года
- 1. Февральская революция и крушение монархии
- «Так больше жить нельзя»
- Провал конституционной монархии
- Временное правительство
- Петроградский Совет
- Народный фронт в начале революции
- Расстановка политических сил в стране весной 1917 г.
- 2. Трансформация власти и установление диктатуры Временного правительства
- Местное управление
- Комиссары Временного правительства
- «Вся власть Советам»
- Апрельский кризис
- Неудавшаяся диктатура
- Коалиционное Временное правительство
- Июльский кризис
- 3. Перерастание диктатуры Временного правительства в режим единоличной власти Керенского
- На полпути к военной диктатуре
- Провал корниловского мятежа. Углубление социально-политического кризиса
- Кризис внутри правительственного лагеря
- 4. Крах режима Керенского
- Развал местных органов власти Временного правительства
- Контрольные вопросы и задания
- Разгон Учредительного собрания
- Начало формирования советского государственного аппарата
- 2. Основные черты государственного управления в рамках ссср
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 система государственного управления ссср в 1937-1945гг.
- 1. Развитие системы управления на основе Конституции ссср 1936 г.
- 2. Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Реорганизация органов исполнительной власти
- Партаппарат: высшие и местные органы управления
- 2. Советская номенклатура
- Борьба за власть и вождизм
- Профессиональные особенности советской номенклатуры
- Численность административного персонала
- Идеологическая подготовка кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 14
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 кризис советской системы управления (конец 70-х-80-е гг.)
- 1. Начало кризиса
- Нарастание экономических проблем
- 2. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления (начало 80-х - 1988 гг.)
- Политические реформы — на смену ускорению. До середины
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 политические реформы1989-1991гг.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 17 воссоздание российской государственности (1992-1999гг.)
- Средние цены на отдельные продовольственные товары (на конец года; руб. За кг, л)
- Динамика официального курса доллара сша по отношению к российскому рублю (на конец месяца)
- Заработная плата работников предприятий и организаций в рублях и в долл.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Оглавление