logo search
OI_HR

Культурная жизнь

Происходящее в культуре в 90-е годы перемены явились следствием отказа от государственной регламентации этой сферы общественной жизни. Исчезновение обязательной государственной идеологии, цензуры было воспринято как обретение подлинной свободы творчества, казалось предпосылкой появления новых художественных шедевров. Но в то же время резко сократилось государственное финансирования образования, науки, учреждений культуры (музеев, библиотек, отчасти – театров и музыкальных коллективов, остающихся в ведении Министерства культуры), фактически лишились государственной поддержки (массовых тиражей, заказов, студий, выставок и т.д.) литература, изобразительное искусство, кино.

Наиболее драматичными для духовной жизни посткоммунистической России стали 1992-1993 гг. Были сокращены до минимума все сферы научной и интеллектуально-художественной деятельности. Резкое сокращение государственного дотирования привело к уходу в коммерцию за два года только из наиболее пострадавшей оборонной науки 300 тыс. научных и технических работников. В целом, согласно данных Госкомстатства, число занятых в науке к началу 1993 г. по сравнению с 1992 г. сократилось на 27%. В течение 1992 г. за рубеж уехало около 3,5 тыс. интеллектуалов.

Сокращение финансирования культуры вызвано не только тяжёлой экономической ситуацией в стране. Происходит переход к новой схеме функционирования культуры в постсоветской России: образование, наука должны приспосабливаться к рыночным отношениям, не будучи лишь иждивенцами у госбюджета, искусство должно продаваться или искать меценатов, чтобы существовать. Происходит глобальная коммерциализация культуры, и неизбежные при этом потери усугубляются тем, что не определена, не осмыслена ещё роль культуры в становлении свободной России, её новой государственности и национальной духовности.

Несмотря на все трудности, вызванные переходом к свободной рыночной схеме функционирования культуры, страна поддерживает свой авторитет в обществе и высокую мировую оценку российской системы образования. Это обусловлено как сохранением хотя бы минимального государственного контроля в этой сфере, так и тем, что средняя и высшая школа в целом сумели приспособиться к новым условиям, воспользовавшись предоставленной свободой в тактике образования (дополнительные платные учебные курсы, частные образовательные учреждения и т.д.).

В то же время растёт престижность образования и понимание его необходимости. Если в 1992 г. в 10-й класс из 9-го поступало 52-54% учеников, то в 1996г. 58-60%; если в 1992 г. лишь 20% старшеклассников считали, что знание им нужны для будущего, то в 1996 г. – более 50%. В последние годы увеличились конкурсы в вузы, правилом стали конкурсные отборы учеников в наиболее сильные и престижные школы.

В научно-техническом отношении Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. В 14 раз сократился объём государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки с 57 млрд. в 1990 г. до 14 млрд. в 1996 г. Резко сократилось число изобретений и инноваций, которые в прошлом финансировались, как правило, из государственных средств. В 1996 г. всего лишь около 4% продукции высокотехнологических отраслей могло считаться новой, а принципиально новой – не более 0,7%. Очевидна тенденция к свертыванию научно- технического и инновационного потенциала.

Исследовательская и приборная база российской науки, соответствующая мировому уровню, составляет 26% всего оборудования. В результате, как и 15 лет назад, лишь 8-10% российских научных работ и конструкций являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.

В искусстве освобождение от государственной опеки вызвало три наиболее заметных разноплановых последствия. Во-первых, российская культура оказалась свободной для творчества, открыта для мировой культуры. Она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, вобрав в себя все эстетические течения. Многие деятели искусства включились в мировую художественную жизнь: выступают на крупнейших музыкальных сценах (певец Дм. Хворостовский, ансамбль «Виртуозы Москвы» В. Спивакова), проникают на западный кино рынок (фильмы Н. Михалкова «Очи чёрные» и «Утомлённые солнцем», последний из которых в 1995 г. получил премию «Оскар» Американской академии киноискусства).

Во-вторых, распались творческие союзы (за исключением Союза театральных деятелей), бывшие государственно-профессиональные формы сплочения работников литературы и искусства. Творческое общение и материальное поощрения людей искусства осуществляются теперь в ходе организуемых на деньги спонсоров многочисленных фестивалей, конкурсов, выставок. С 1995 г. проводятся всероссийский театральный конкурс «Золотая маска», определяющий победителей по 21 номинации. В 1993 г. корпорация «ЛогоВАЗ» учредила премию «Триумф», ежегодно присуждаемую в январе россиянам за выдающиеся достижения в культуре и искусстве.

В-третьих, именно в сфере художественной культуры в полную силу заработали рыночные механизмы регулирования. Роль стихийного регулятора творческого процесса переходит к потребителю культурных ценностей зрителю, читателю, слушателю, - благодаря чему, в частности, к середине 90-х годов преодолена чрезмерная политизированность российской культуры. Но одновременно это привело к коммерциализации искусства, когда мерилом творческого достижения стал коммерческий успех произведения. Потакая массовому потребителю, российское искусство в целом резко снизило свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические стандарты».

Но прослеживается и иная тенденция: подлинному искусству удаётся сохраниться, найдя покровителей, меценатов. Так, благодаря усилиям И. Глазунова создан и живёт государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». В 1992 г. по инициативе Кредо-банка, МХАТ и ГМИИ им. А.С. Пушкина создана благотворительная неправительственная организация «Меценат», в которой уже участвуют около десятка коммерческих банков. Следуя традициям С.И. Мамонтова, «Меценат» спонсирует художественные выставки, театральные постановки, благотворительные концерты, издания каталогов.

В целом же искусство стало аполитичным, что вовсе не вредит ему, а только раскрепощает. «Ограничителями» в сфере искусства должны быть чувство меры и художественный вкус.

Рябкин С.П. Новейшая история России (1991-1997). -СПб., 1997. - С. 236, 238-239, 241, 243-245, 247.