12. Особенности Московской архитектуры. Спасский собор Андроникова монастыря. Архитектура Московского Кремля. Ансамбль Соборной площади: Успенский, Архангельский и Благовещенский собор.
Спасский собор Андроникова монастыря
1420 год создания. Построен из белого камня. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.
Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Основной объем Спасского собора – небольшой куб. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания. Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх.
Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.
Кремль
Построен на холме над москва-рекой. В 1156 году на берегу Москвы-рекии устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. В период правления Ивана Калиты Московское княжество было укреплено и Кремль перестроен. Сооружены каменные церкви, соборы и крепкие дубовые стены. По указу князя Димитрия Донского, внука Ивана Калиты, в 1367 году возводятся белокаменные стены и башни. Москву стали называть белокаменной.
При великом князе Иване III расширяется территория Кремля, был вырыт ров вокруг стен.
С расцветом культуры и архитектуры в 17 веке преображаются и постройки Кремля. На Кремлевских башнях появились высокие кирпичные шатры с черепичными покрытиями и позолоченными флюгерами.
С переносом столицы в Петербург Кремль оставался в заброшенном состоянии. Почти все деревянные строения были уничтожены пожарами и не восстанавливались.
Только со 2-ой половины 18 века началось его возведение.
Ивана Еготова было сооружено первое здание для Оружейной палаты. Во время войны 1812 года Наполеон при отступлении решил взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей, он был чудом спасен. Вскоре все поврежденные его постройки были восстановлены.
В 1917 году взятием Кремля была завершена революция в Москве. Сюда в марте 1918 года из Петрограда переехало Советское правительство. В наши дни здесь находится резиденция Президента России
Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых.
И понеслась пизда… Здесь находится одна из юго-западных башен Кремлевской стены - Боровицкая. Она выходит к Александровскому саду и Боровицкой площади. По легенде ее имя произошло от бора, который покрывал один из семи холмов, на которых стоит Москва.
Через Водовзводную (Свиблову) башню имелся тайный выход к реке Неглинной и в ней был колодец.
Благовещенская башня получила свое название по Благовещенской иконе, когда-то здесь находившейся.
Тайницкая – это центральная башня южной стены Кремля, рядом с ней, также на южной стороне, находятся Первая и Вторая Безымянные. В Первой Безымянной хранили порох.
Петровская имела важное значение для обороны, поскольку располагалась рядом с Москвой-рекой и рвом.
В Юго-Восточной части Кремлевской стены находится Беклемишевская башня. Свое имя она получила по Двору боярина Беклемишева, примыкающего к ней.
В 1490 году на месте Тимофеевских ворот в честь Кремлевской церкви Константина и Елены была построена Константино-Еленинская башня.
На Набатной размещались колокола Спасского набата - противопожарной службы. Для набатного колокола была построена Царская башня, небольшая, из четырех колонн.
Спасская служила для парадного въезда в Кремль. Ее ворота считались святыми. Со стороны Красной площади Кремль защищали Сенатскаяи Угловая Арсенальная (Собакина)башни.
Ворота Никольской башни служили дворянам для подъезда к своим дворам.
Соборы.
Успенский.
там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы.
В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.
Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире.
С 1955 года храм работает как музей.
Благовещенский монастырь
Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании.
князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище - Казенный двор, где хранилась государева казна.
Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма.
Храм включает в себя постройки, созданные в разное время.
В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение - нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.
Архангельский собор
На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. (везде крч деревянные церкви были)
В основном, храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.
В западной части были устроены палаты, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.
При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внес в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.
- 1. Русь. Искусство киевской руси.
- 2. Преемственность развития художественной культуры Киевской и Новгородской Руси
- 3. Архитектура древнего Новгорода XI – начала XIII века София Новгородская, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса Преображения на Нередице.
- 5. Стилистические особенности самых ранних икон Древней Руси: иконы Святого Георгия /нач.XiIв/, «Спас Нерукотворный», Устюжское Благовещение» и др.
- 6. Иконографический тип древнейшей иконы Киевской Руси «Владимирской Богоматери».
- 7. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор, Дмитриевский собор, церковь Покрова на Нерли.
- Успенский собор во Владимире
- Рельефная скульптура
- Храм Покрова-на-Нерли (8)
- 9. Архитектура Смоленского княжества. Церковь Петра и Павла, церковь архангела Михаила. Индивидуальность смоленских храмов.
- 10. Творчество Феофана Грека и его влияние на развитие древнерусской живописи Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
- Особенности творчества Феофана Грека
- 11. Роль Москвы в консолидации общерусских сил в развитии русской культуры
- I этап – XIV-XV века
- II этап – XVI век
- 12. Особенности Московской архитектуры. Спасский собор Андроникова монастыря. Архитектура Московского Кремля. Ансамбль Соборной площади: Успенский, Архангельский и Благовещенский собор.
- 13. Сложение нового идеала в творчестве а.Рублева. Московская школа XV века.
- 15. Смысл и художественные особенности иконы а.Рублева «Троица».
- Дионисий и его влияние на художественную культуры Москвы конца XV - начала XVI века.
- 18. Храм-памятник Московского государства – Покровский собор на Красной площади /Собор Василия Блаженного/.
- 19. Сравнительный анализ новгородской и московской школ живописи.
- 20. Годуновская и строгановская иконописные школы
- 21. Творчество с.Ушакова. Сравнительный анализ иконы «Троица» кисти а.Рублева и с.Ушакова
- Творчество Симона Ушакова.
- 22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли.
- Церковное барокко
- Дворцовое русское барокко
- Народное барокко
- Главные представители русского барокко
- Характерные черты русского барокко
- Творчество Растрелли
- Коротко о детстве
- Переезд в Россию
- Начало творчества
- Политический переворот
- Зимний дворец
- Работа над перестройками
- Новые проекты
- Закат творчества
- 22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли. (Янин вариант)
- Церковное барокко
- Дворцовое русское барокко
- Народное барокко