Заключение
Внешняя политика США, механизм ее формирования всегда находились в центре внимания исследователей. Анализ факторов, влияющих на внешнеполитические процессы, остается актуальным и на рубеже веков. В последние десятилетия XX века произошли события (развал СССР, крушение просоветских режимов в Восточной Европе, окончание "холодной войны" и др.), которые привели к смене приоритетов во внешней политике США. Вместе с тем в указанный период наряду с уже изученными факторами, влияющими на механизм формирования и внедрения в жизнь внешней политики, появляется и набирает силу еще один - это мнение широкой общественности США по внешнеполитическим проблемам.
Анализ архивных материалов, компьютерной базы данных и опубликованных результатов опросов общественного мнения такими организациями как институт Гэллапа, Центр Ропера, Национальный Центр по Исследованию Общественного Мнения, институт Янкеловича, позволяют сделать вывод, что при отрогом соблюдении процедуры опросов, используя современные технологии и придерживаясь основных критериев, которые предъявляются к опросам, результаты опросов можно использовать в качестве достоверного источника исторического исследования.
Вместе с тем, подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, что в восьмидесятые - начале девяностых годов состояние мнений широкой общественности США по проблемам внешней политики не всегда вписывается в рамки тех теорий, которые разрабатывались американскими исследователями в послевоенный период. Так, нельзя согласиться с точкой зрения, что американцы мало осведомлены о внешнеполитических событиях. Большинство респондентов следят за международными новостями, отдавая предпочтение телевидению как источнику информации о внешних событиях. В результатах опросов четко прослеживается зависимость между интересом к новостям и содержанием информации. Малозначимой для граждан США является информация вообще о международном положении, если же эта информация касается взаимоотношений США с другими странами или как-либо затрагивает их страну, интерес возрастает. Отсюда становится понятным стремление американцев видеть внешнюю политику своего государства сквозь линзы “домашних” проблем. Также мы не можем согласиться с позицией американских исследователей, что в общественном мнении по внешнеполитическим проблемам нет закономерностей, не прослеживается логическая структура, стабильность в этой области. Мы считаем, что такие выводы стали возможным благодаря ряду ошибочных посылов и гипотез. Например, некоторые исследователи (Конверс Дж. и др.) анализировали массовое мнение общественности по очень узким проблемам, таким как иностранная помощь, тогда как проблемы национальной безопасности (более близкие простым гражданам) упускались. Попытки исследователей выяснить приоритеты во внешнеполитическом общественном мнении также не охватывали всю гамму внешнеполитических проблем, таких как отношение, к войне, проблемы региональной политики, взаимоотношения с СССР, делали попытки перенести выводы, касающиеся мнения американцев по внутренним проблемам на восприятие внешнеполитических вопросов.
Наше исследование позволяет отметить, что американское общественное мнение по внешнеполитическим проблемам демонстрирует строгую структуру, представляет определенную важность при принятии гражданами политических решений, таких как выбор избирателем того или иного кандидата в губернаторы или президенты, изменения в популярности президента, что большинство внешнеполитических мнений стабильны во времени. В догорбачевскую эру отношение американцев к Советскому Союзу было относительно стабильным на протяжении всех лет "холодной войны", с редкими исключениями. До конца восьмидесятых годов американцы не доверяли советским предложениям, боялись советской экспансии, поддерживали большинство внешнеполитических действий политиков и президента по отношению к СССР. Наиболее негативным отношением отличается первый период пребывания Р. Рейгана в Белом доме. Во время этого периода общественность делала попытки контролировать гонку вооружений и в то же время поддерживала сохранение высокого уровня военной мощи. Консенсус в общественном мнении основывался на убеждении в необходимости осуществлять активную роль США на международной арене на основе сдерживания коммунизма. Страх перед распространением коммунизма и угроза военного (ядерного) столкновения - вот фундамент негативного восприятия Советского Союза.
1988-1989 годы стали переломными в общественном мнении американцев. Кардинальные перемены в мире и в самом СССР заставили общественность пересмотреть свое отношение к Советскому Союзу. СССР постепенно стал восприниматься как партнер в решении глобальных проблем: борьба с наркобизнесом и терроризмом, предотвращение загрязнения окружающей среды, усиление культурного обмена. Американцы отдают предпочтение торговым отношениям, но выступают против продажи России высокотехнологических товаров. Это свидетельствует о том, что соперничество переходит из военной сферы в экономическую плоскость, в девяностые годы появляется новая тема - помощь России в связи с экономическими трудностями, которые она испытывает. Причем, эта помощь напрямую связывается с опасениями возможного распространения ядерного оружия и приходом в России к власти недружественного США правительства.
Уже в девяностые годы американцы видят наибольшую угрозу возникновения ядерной войны не со стороны нашей страны, а от стран “третьего мира", например, от Ирака Саддама Хусейна, и со стороны террористов. В начале девяностых годов также происходит пересмотр понятия "национальная безопасность". Теперь в это понятие включается и наркобизнес, и снижение конкурентоспособности американских товаров. Общественность приходит к убеждению, что экономические соперники могут представлять более значительную угрозу национальной безопасности, чем военные противники.
Проведенное нами исследование показало, что представление о враждебной нации (государстве) являются главным посылом в восприятии внешнеполитических событий и проблем в целом, Центральное место образа Советского Союза в восьмидесятые годы определялось тесными связями между образом и системой американских ценностей, в которую входят такие понятия как патриотизм, моральный традиционализм и религиозный фундаментализм. Мы также обнаружили, что мнения американцев по другим внешнеполитическим проблемам (расходы на оборону, переговорный процесс по ограничению вооружений и т.п.) согласуются с восприятием американцами образа СССР. Таким образом, можно утверждать, что образ нации - это важная характеристика для формирования внешнеполитических предпочтений. Вместе с тем, восприятие Советского Союза оказалось структурировано, или, используя термин Дж. Конверса "взаимосвязано" с другими более специфическими внешнеполитическими мнениями. Это относится и к оценке общественностью региональной политики США. Так, события в Центральной Америке воспринимались через призму распространения коммунизма и угрозы национальной безопасности США. Как противовес советскому влиянию на Ближнем Востоке американцы воспринимают Израиль. Израиль видится как союзник в военном и идеологическом плане.
Но на рубеже восьмидесятых - девяностых годов происходят изменения в восприятии СССР как врага. Ведет ли это к изменениям во всей системе внешнеполитических взглядов общественности? Несмотря на изменения в международной обстановке, правящие круги США не отказались от образа враждебной нации. Вместе с тем, образ СССР как врага начинает тускнеть, все большую силу набирает образ враждебной террористической нации. "Советская угроза" заменена "арабским терроризмом". Был поставлен знак равенства между палестинцами и террористами. Отсюда понятными становятся и симпатии американской общественности к Израилю, и поддержка оказания помощи Израилю, и озабоченность безопасностью Израиля, которую выражает общественность.
Образ враждебней нации применим не только для военных противников. К концу восьмидесятых годов, когда "советская угроза" пошла на убыль, а американская экономика испытывала на себе губительные последствия гонки вооружений, фокус общественного внимания переместился на ''домашние", экономические проблемы. В экономической области своим соперником N 1 на рубеже восьмидесятых - девяностых голов американцы видели Японию. Анализ опросов общественного мнения, касающихся американо-японских отношений, выявил наличие уже знакомой схемы “враг – угроза”. Причиной ухудшения экономической ситуации видится угроза со стороны Японии. Особенно сильная угроза видится в японских инвестициях. Япония уподобляется Советскому Союзу в качестве угрозы для США. Угроза, исходящая от Советского Союза заменяется угрозой со стороны Японии. Это приводит к потере веры американцев в свою экономику и уверенности в мировом лидерстве США, к пессимизму по отношению к будущему своей страны и неуверенности в политике своих лидеров. Этот пессимизм остался Дж. Бушу в наследство от его предшественника.
Поднять национальный престиж и вернуть нации веру в себя позволила быстрая победоносная война в Персидском заливе. Был реанимирован образ врага. Теперь роль "империи зла" стал играть Ирак Саддама Хусейна. Защита экономических интересов США на Ближнем Востоке, в первую очередь обеспечение безопасного доступа к нефти, тесно переплелись в общественном мнении с благородной целью "защиты американского образа жизни", хотя расшифровки этой цели общественность так и не получила. Тем не менее, война в Заливе позволила нации "сплотиться вокруг флага”, а рейтинг президента-героя поднялся на небывалую высоту. Американцы вновь стали испытывать гордость за свою страну и ее способность влиять на мировые события. Общественность гаже охарактеризовала эту войну как "справедливую". Это состояние общественного мнения было сразу же использовано для аргументация в пользу сохранения огромного военного бюджета. В этом отношении лидер республиканцев в Сенате Роберт Доул во время дебатов по проекту военного бюджета на 1991 финансовый год охарактеризовал вторжение иракских войск в Кувейт как “звонок будильника" против значительного сокращения военных расходов.1 Итак, война в Персидском заливе продемонстрировала, что образ враждебной нации продолжает доминировать в общественном мнении США. Если и изменился объект, представляющий угрозу национальной безопасности, то способы преподнесения общественности и традиции использования этого образа практически не изменились. Конечно, мы не думаем, что гражданам США всегда нужно иметь врага. Но мы согласны с мнением американских авторов, которые в книге "Враги в политике" утверждают: "Кажется, что мы всегда нуждаемся во враге и козле отпущения, если его еще нет в наличии, мы создаем его. Враг(и) помогает выявить нелояльность в собственной стране, помогает отвлечь от более серьезных внутренних проблем".2 Другими словами, образ врага является центральным не только в процессе формирования внешнеполитических мнений и предпочтений, но и для выявления степени зависимости общественности от политической элиты, особенно президента.
Наше исследование позволяет не согласиться с утверждением, что общественность безоговорочно следует за всеми важными политическими инициативами, исходящими от президента, одобряя уже принятые внешнеполитические решения. Пример оппозиции общественности по вопросу оказания помощи "контрас” в Никарагуа позволяет утверждать, что общественность не настолько зависима от политической элиты и президента. Хотя нельзя и не учитывать возможности манипулирования или просто замалчивания политиками разного уровня мнения общественности. Бесспорно лишь одно, воспринимая общественное мнение в качестве инструмента манипулирования обществом или как средство зондажа для принятия того или иного внешнеполитического решения, а также оценки его адаптации в обществе, игнорировать общественное мнение не представляется возможным.
- Глава 1.
- Глава 2. Образ ссср в общественном мнении сша и его место в восприятии других внешнеполитических проблем
- § 1. Официальная информация о международных событиях и ее влияние на восприятие общественностью внешнеполитических проблем
- § 2. Формирование образа ссср в общественном мнении сша
- § 3. Образ врага и его влияние на восприятие внешнеполитических проблем американской общественностью
- Размеры ассигнований на оборону
- § 4. Изменения в образе ссср в конце восьмидесятых - начале девяностых годов
- Глава 3.
- § 1 Региональные проблемы в глобальной стратегии сша
- §2 Политика сша в Центральной Америке и ее отражение в общественном мнении сша
- §4. Образ Японии в общественном мнении сша
- §5. Война в Персидском заливе и отношение к ней американской общественности
- Оценка американцами войн, в которые были вовлечены сша
- Заключение
- § 3 Отношение американцев к ближневосточным проблемам
- Интерес общественности к различным типам информации
- Соотношение внутренних и внешнеполитических проблем
- Приоритеты внешнеполитических проблем
- Год Ответы в %1234519746422527019756412627019773302838119822212551119832203444019853212645519862313334019898472520019901157181401991125619130
- Рейтинг России (в зависимости от пола респондента)
- Годы Ответы в %1234197484522251975741242619773332736198222026521983222364119854203542198633535281988645242519891049221819911560204
- Годы Ответы в %12341974539292819754422728197742828391982220225119831213445198532028481986328313719885392729198974525221991952218
- Рейтинг России (в зависимости от расы респондента)
- ГодСоюзникДружествен.Недружествен.ВрагНе знаю1976120393010197932138271119801937485198218345161983243063119842536534198721137391119891631940419903926818919916563197с 1976 по 1989 г.Г. – (Харрис)
- Отношение к расходам на оборону
- Предполагаемое количество убитых американцев во время
- Мнение американцев об энергетической ситуации в стране