9. Архитектура Смоленского княжества. Церковь Петра и Павла, церковь архангела Михаила. Индивидуальность смоленских храмов.
Каменное зодчество Смоленского княжества начинается с постройки в первые годы XII века Мономахова собора — главного городского храма, судя по всему, всецело находившегося в русле строительной традиции Киевской Руси.
С возведения Свирской церкви в княжеской резиденции на Смядыни начинается самобытный период в истории смоленского зодчества, связанный, по-видимому, с переездом в город строительных кадров из Полоцка (см. архитектура Полоцкого княжества), которые принесли с собой непривычную для византийской традиции столпообразную форму храма, по-готически устремлённого ввысь. Среди столиц русских княжеств в конце XII века Смоленск занимал по масштабу строительных работ первое место. Раскопками открыто не менее полутора десятков памятников, от которых сохранились либо нижние части стен, либо одни фундаменты.
Полоцко-смоленская модель столпообразного храма получила большую популярность и в других землях( Новгороде, Пскове, Рязани).
В самом же Смоленске каменное строительство прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. Тем не менее влияние смоленско-полоцкой модели храма ощутимо и в первых каменных постройках Московского княжества, таких, как Успенский собор Ивана Калиты.
В настоящее время сохранились лишь три церковные постройки 12 века: это церковь Петра и Павла (1146 г), церковь Иоанна Богослова (1173 г) и храм Архангела Михаила (1194-1197). Уникальность этих строений состоит не только в их возрасте, но и в том, что они дают четкое представление о стиле храмов того периода, строившихся как в традиционных византийских традициях, так и смоленском архитектурном стиле.
Церковь Петра и Павла.
На правом берегу Днепра, неподалеку от железнодорожного вокзала, можно, например, увидеть самый древний памятник каменного зодчества в Смоленске.
Церковь Петра и Павла построена князем Ростиславом Мстиславичем (внуком Владимира Мономаха) в XII веке (1125-1160).
Архитектурная характеристика:
- в византийской традиции
- из узких глиняных кирпичей - плинфы, скрепленной известковым раствором
- в фундаменте заложены булыжники на глине
-достаточно скромная наружная декоративная отделка
-крестово-купольная
- увенчана 12-гранным барабаном
За время своего существования церковь испытала и перестройки, и закрытие. К 1100-летию основания Смоленска в 1962-1963 годах церковь была отреставрирована и ей вернули ее первоначальный облик. Реставрационные работы выполнялись смоленской рестариционной мастерской под руководством П. Д. Барановского. Еще в начале XX века капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись, однако в дальнейшем эта роспись была безвозвратно утрачена. В настоящее время Церковь Петра и Павла действующая — богослужения в храме идут с 1991 года. В семидесятых годах 20-го века рядом с церковью Петра и Павла археологи раскопали своеобразную романскую божницу — церковь иноземных купцов XII века, свидетельствующую о широких экономических связях города, стоявшего между Киевом и Новгородом на торговом пути «из варяг в греки».
Свирская церковь (Михаила Архангела)
Издалека видна возвышающаяся над Днепром величавая Свирская церковь (Михаила Архангела), построенная в конце XII века в честь победы над половцами замечательным зодчим Петром Милонегом. О великолепии этого храма упоминается в Ипатьевской летописи. Строилась Свирская церковь по указу смоленского князя Давыда Ростиславича (годы правления 1180-1197) и являлась частью архитектурного комплекса загородного княжеского двора.
До закрытия в первой половине XX века в церкви находилась белокаменная гробница князя Давыда. Окруженная некогда оборонительной оградой, а также несколькими монастырскими усадьбами-крепостями Свирская церковь не раз выполняла роль сильного военного укрепления. Во времена осады 1609–1611 годов она использовалась поляками как крепость. После взятия Смоленска православный приход был обращён в католический. Вновь для православного богослужения храм был восстановлен в первом десятилетии XVIII века. Стоит церковь на Малой Краснофлотской улице и с 1991 года является действующей. Последняя реставрация проводилась в 1978-1989 годах.
Архитектурная характеристика:
-пропорции храма устремлены вверх - для своего времени это было очень необычно
- внутреннее убранство, как соощает летопись, поражало современников своим великолепием
- наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика
- храм сложен из плинфы, скрепленной известковым раствором, сохранился на высоту до сводов. Кладка в некоторых местах открыта.
Название церкви Свирская историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.
Церковь Иоанна Богослова.
Церковь Иоанна Богослова строилась в 1173–1176 годах по велению смоленского князя Романа Ростиславича при его дворе и являлась своего рода крупным просветительным центром. При церкви было основано училище, из стен которого распространялась русская письменность. Здесь же монахи-летописцы составляли летописи Смоленской земли. Церковь являет собой крестовокупольный одноглавый четырёх-столпный храм с тремя полукруглыми апсидами. В своем первоначальном виде она была очень близка к облику церкви Петра и Павла. Согласно сохранившимся летописям, церковь была богато украшена золотом и финифтью. До нашего времени сохранились отдельные фрагменты древних фресок. Последняя реставрация проводилась в семидесятых годах 20-го века. В настоящее время храм принадлежит Смоленской епархии и в нем проводятся службы.
- 1. Русь. Искусство киевской руси.
- 2. Преемственность развития художественной культуры Киевской и Новгородской Руси
- 3. Архитектура древнего Новгорода XI – начала XIII века София Новгородская, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса Преображения на Нередице.
- 5. Стилистические особенности самых ранних икон Древней Руси: иконы Святого Георгия /нач.XiIв/, «Спас Нерукотворный», Устюжское Благовещение» и др.
- 6. Иконографический тип древнейшей иконы Киевской Руси «Владимирской Богоматери».
- 7. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор, Дмитриевский собор, церковь Покрова на Нерли.
- Успенский собор во Владимире
- Рельефная скульптура
- Храм Покрова-на-Нерли (8)
- 9. Архитектура Смоленского княжества. Церковь Петра и Павла, церковь архангела Михаила. Индивидуальность смоленских храмов.
- 10. Творчество Феофана Грека и его влияние на развитие древнерусской живописи Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
- Особенности творчества Феофана Грека
- 11. Роль Москвы в консолидации общерусских сил в развитии русской культуры
- I этап – XIV-XV века
- II этап – XVI век
- 12. Особенности Московской архитектуры. Спасский собор Андроникова монастыря. Архитектура Московского Кремля. Ансамбль Соборной площади: Успенский, Архангельский и Благовещенский собор.
- 13. Сложение нового идеала в творчестве а.Рублева. Московская школа XV века.
- 15. Смысл и художественные особенности иконы а.Рублева «Троица».
- Дионисий и его влияние на художественную культуры Москвы конца XV - начала XVI века.
- 18. Храм-памятник Московского государства – Покровский собор на Красной площади /Собор Василия Блаженного/.
- 19. Сравнительный анализ новгородской и московской школ живописи.
- 20. Годуновская и строгановская иконописные школы
- 21. Творчество с.Ушакова. Сравнительный анализ иконы «Троица» кисти а.Рублева и с.Ушакова
- Творчество Симона Ушакова.
- 22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли.
- Церковное барокко
- Дворцовое русское барокко
- Народное барокко
- Главные представители русского барокко
- Характерные черты русского барокко
- Творчество Растрелли
- Коротко о детстве
- Переезд в Россию
- Начало творчества
- Политический переворот
- Зимний дворец
- Работа над перестройками
- Новые проекты
- Закат творчества
- 22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли. (Янин вариант)
- Церковное барокко
- Дворцовое русское барокко
- Народное барокко