logo search
мусоргский М

1 Эта былина была записана Мусоргским от сказителя т. Г. Рябинина.

Поочередное вступление голосов в восходящей секвенции производит впечатление буйных, разноголосных выкриков (это впечатление еще усиливается благодаря резким возгласам под­держивающих тему инструментов духовой группы). Вместе с тем имитационное вступление голосов создает непрерывное нарастание, подводящее ко второму, еще более мощному звуча­нию темы. На этот раз оркестровая ткань усложнена (появ­ляются, в частности, пронзительные, свистящие мотивы дере- • вянных духовых, построенные на отголосках темы). Голоса хора сплетаются в одновременном звучании, образуя сложную поли­фоническую фактуру в духе народного многоголосия и лишь в опорных точках сливаясь в унисонах.

Решительна и энергична концовка первого раздела:

Средняя часть отличается особой лихостью, задором. Здесь господствует радость, вызванная непривычным чувством сво­боды. Звучит в соль мажоре плясовая мелодия народной песни «Заиграй, моя волынка». После краткой разработки совер­шается возвращение к фа-диез минору и основной теме.

На этот раз она проходит в ритмическом увеличении, дубли­руемая голосами солистов (Варлаама и Мисаила) и поддержан­ная мощной звучностью басовых инструментов оркестра (в верх­нем регистре оркестра сохраняются по-прежнему подвижные тематические фигурации). Однако наивысшего напряжения му­зыка достигает в коде.

Кода начинается приглушенно, зловеще, в басовом регистре. Народ вспоминает о муках, которые он претерпевал по вине царя и его приспешников. Постепенно с новой силой разго­рается ярость толпы.

Чем ближе к концу, тем острее становится общее возбужде­ние. В хоре появляются короткие, резкие фразы, звучат отдель­ные выкрики: «Смерть!», «Смерть Борису!» В оркестре обрывки темы проходят в разных голосах, как бы наталкиваясь друг на друга; резкие диссонансы напоминают исступленные крики или тревожные звуки набата. В последней фразе голоса хора слива­ются в мощном унисоне, а в оркестре еще раз звучит отголосок основной темы, образуя энергичный и волевой каданс:

Хор «Расходилась, разгулялась», являющийся выражением нового качества, которого достиг в своем развитии образ народа, музыкально связан вместе с тем с рядом предшествующих годов из других народных сцен.

Своеобразным предвосхищением хора являлась, например, песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Уже там присутствовала плясовая ритмика как выражение народной удали и ( плы; и там стремительность сочеталась с мощью. Отметим к тому же, что песня Варлаама написана в той же тональности фа диен минор, что и хор «Расходилась, разгулялась». При со­поставлении этих двух номеров становится вполне очевидным, что Варлаам является в опере не просто эпизодическим быто- имм персонажем, а носителем идеи стихийного народного бунта и могучей силы.

Можно указать также на интонационные связи между по- I м»дним хором, песнью Варлаама и хором пролога «На кого ты на1 покидаешь?» Эти связи выражаются, в частности, в наличии

Финал «Бориса Годунова» не совсем обычен. Некоторым со­временным Мусоргскому критикам опера представлялась как бы незавершенной, и отсутствие традиционного блестящего хоро­вого заключения казалось им следствием недостаточного профес­сионального мастерства композитора.

Однако своеобразие финала целиком вытекает из его траги­ческой сущности.

полегчает путь к власти продавшему свою родину авантюристу. < Я новной конфликт драмы остается, по существу, неразре­шенным.

Вот почему опера завершается скорбным «плачем о русской земле».1

Песня Юродивого является в музыкальном отношении по- нторением его первой песенки, однако теперь она поется уже не ид бессмысленный текст, а на слова, полные глубокого и траги­ческого значения. Истинная сущность образа Юродивого как выразителя народного горя и народной скорби здесь выявляется

наиболее полно.

В отыгрыше повторяется попевка, полная неизъяснимой пе­чали; это один из вариантов интонаций плача, вновь сменивших пильные песни восстания. Тяжким стоном фагота в глубоком басовом регистре на секундовой попевке Юродивого заканчи­вается опера.

«Борис Годунов» — опера нового типа, ознаменовавшая но­вый этап в развитии мирового оперного искусства. В этом про- п шедении, отразившем передовые освободительные идеи 60— 7()-х годов, правдиво показана во всей ее сложности жизнь це­лого народа, глубоко вскрыты трагические противоречия госу­дарственного строя, основанного на угнетении -масс. Показ .'.(Пии целой страны сочетается с яркой и правдивой обрисов- |ч'и внутреннего мира отдельных людей и их сложных разно­образных характеров.

Глубоко своеобразна музыкальная драматургия оперы.

Остроконфликтное развитие действия нашло свое выраже­ние в резко контрастных музыкальных характеристиках различ­иях действующих лиц. Противопоставляя друг другу эти об- р 1 ни, сталкивая их между собой, Мусоргский подчеркивает не­примиримость разделяющих их противоречий.

В музыке народных сцен оперы ощущается близость к оп­ределенным жанрам крестьянской народной песни. Образу по­лип ленного, покорного народа сопутствуют интонации плача- прнчета и протяжной песни; стихийный разгул вырвавшихся па нолю сил передан буйными ритмами плясового и игрового ним. Имеются примеры и прямого использования подлинных Народных мелодий. В партиях отдельных персонажей, олицетво- рнншшх те или иные стороны коллективного образа народа, ни ,г.е наблюдается связь с различными жанрами народного ис- и у < • 1П.1- Гак, элементы плясовой песни проникают в музыку Впрлпама, интонации плача и духовных стихов — в партию 1< )родиного. Пимен, в образе которого обобщенно выражена