1 Эта былина была записана Мусоргским от сказителя т. Г. Рябинина.
Поочередное вступление голосов в восходящей секвенции производит впечатление буйных, разноголосных выкриков (это впечатление еще усиливается благодаря резким возгласам поддерживающих тему инструментов духовой группы). Вместе с тем имитационное вступление голосов создает непрерывное нарастание, подводящее ко второму, еще более мощному звучанию темы. На этот раз оркестровая ткань усложнена (появляются, в частности, пронзительные, свистящие мотивы дере- • вянных духовых, построенные на отголосках темы). Голоса хора сплетаются в одновременном звучании, образуя сложную полифоническую фактуру в духе народного многоголосия и лишь в опорных точках сливаясь в унисонах.
Решительна и энергична концовка первого раздела:
Средняя часть отличается особой лихостью, задором. Здесь господствует радость, вызванная непривычным чувством свободы. Звучит в соль мажоре плясовая мелодия народной песни «Заиграй, моя волынка». После краткой разработки совершается возвращение к фа-диез минору и основной теме.
На этот раз она проходит в ритмическом увеличении, дублируемая голосами солистов (Варлаама и Мисаила) и поддержанная мощной звучностью басовых инструментов оркестра (в верхнем регистре оркестра сохраняются по-прежнему подвижные тематические фигурации). Однако наивысшего напряжения музыка достигает в коде.
Кода начинается приглушенно, зловеще, в басовом регистре. Народ вспоминает о муках, которые он претерпевал по вине царя и его приспешников. Постепенно с новой силой разгорается ярость толпы.
Чем ближе к концу, тем острее становится общее возбуждение. В хоре появляются короткие, резкие фразы, звучат отдельные выкрики: «Смерть!», «Смерть Борису!» В оркестре обрывки темы проходят в разных голосах, как бы наталкиваясь друг на друга; резкие диссонансы напоминают исступленные крики или тревожные звуки набата. В последней фразе голоса хора сливаются в мощном унисоне, а в оркестре еще раз звучит отголосок основной темы, образуя энергичный и волевой каданс:
Хор «Расходилась, разгулялась», являющийся выражением нового качества, которого достиг в своем развитии образ народа, музыкально связан вместе с тем с рядом предшествующих годов из других народных сцен.
Своеобразным предвосхищением хора являлась, например, песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Уже там присутствовала плясовая ритмика как выражение народной удали и ( плы; и там стремительность сочеталась с мощью. Отметим к тому же, что песня Варлаама написана в той же тональности фа диен минор, что и хор «Расходилась, разгулялась». При сопоставлении этих двух номеров становится вполне очевидным, что Варлаам является в опере не просто эпизодическим быто- имм персонажем, а носителем идеи стихийного народного бунта и могучей силы.
Можно указать также на интонационные связи между по- I м»дним хором, песнью Варлаама и хором пролога «На кого ты на1 покидаешь?» Эти связи выражаются, в частности, в наличии
Финал «Бориса Годунова» не совсем обычен. Некоторым современным Мусоргскому критикам опера представлялась как бы незавершенной, и отсутствие традиционного блестящего хорового заключения казалось им следствием недостаточного профессионального мастерства композитора.
Однако своеобразие финала целиком вытекает из его трагической сущности.
полегчает путь к власти продавшему свою родину авантюристу. < Я новной конфликт драмы остается, по существу, неразрешенным.
Вот почему опера завершается скорбным «плачем о русской земле».1
Песня Юродивого является в музыкальном отношении по- нторением его первой песенки, однако теперь она поется уже не ид бессмысленный текст, а на слова, полные глубокого и трагического значения. Истинная сущность образа Юродивого как выразителя народного горя и народной скорби здесь выявляется
наиболее полно.
В отыгрыше повторяется попевка, полная неизъяснимой печали; это один из вариантов интонаций плача, вновь сменивших пильные песни восстания. Тяжким стоном фагота в глубоком басовом регистре на секундовой попевке Юродивого заканчивается опера.
«Борис Годунов» — опера нового типа, ознаменовавшая новый этап в развитии мирового оперного искусства. В этом про- п шедении, отразившем передовые освободительные идеи 60— 7()-х годов, правдиво показана во всей ее сложности жизнь целого народа, глубоко вскрыты трагические противоречия государственного строя, основанного на угнетении -масс. Показ .'.(Пии целой страны сочетается с яркой и правдивой обрисов- |ч'и внутреннего мира отдельных людей и их сложных разнообразных характеров.
Глубоко своеобразна музыкальная драматургия оперы.
Остроконфликтное развитие действия нашло свое выражение в резко контрастных музыкальных характеристиках различиях действующих лиц. Противопоставляя друг другу эти об- р 1 ни, сталкивая их между собой, Мусоргский подчеркивает непримиримость разделяющих их противоречий.
В музыке народных сцен оперы ощущается близость к определенным жанрам крестьянской народной песни. Образу полип ленного, покорного народа сопутствуют интонации плача- прнчета и протяжной песни; стихийный разгул вырвавшихся па нолю сил передан буйными ритмами плясового и игрового ним. Имеются примеры и прямого использования подлинных Народных мелодий. В партиях отдельных персонажей, олицетво- рнншшх те или иные стороны коллективного образа народа, ни ,г.е наблюдается связь с различными жанрами народного ис- и у < • 1П.1- Гак, элементы плясовой песни проникают в музыку Впрлпама, интонации плача и духовных стихов — в партию 1< )родиного. Пимен, в образе которого обобщенно выражена
- М. П. Мусоргский
- Жизненный и творческий путь
- Камерное вокальное творчество
- 1 «Семинарист» написан в форме, близкой к трехчастности. Крайние части — в фа миноре; средняя — в фа мажоре.
- 6 Заказ № 1469 145
- Оперное творчество
- 11О главная причина постоянной тяги Мусоргского к театру заключалась в том, что здесь он получал возможность показать ие только образы отдельных людей, но и жизнь целого общества.
- 89 (Мойега(о) Мепо ш0я50
- 93 АПеягеНо
- 1 Эта былина была записана Мусоргским от сказителя т. Г. Рябинина.
- 1 Тик назвал заключительную песню Юродивого б. В. Асафьев.
- 11Лродные сцены. Из трех различных групп, которыми предстой лен народ в «Хованщине», наиболее полно обрисованы | ч" м'цы и раскольники.
- 11Сред тем как писать хоры раскольников, Мусоргский тщательно разыскивал и изучал подлинные старинные раскольничьи напевы. Некоторые из них послужили основой для его музыки.
- 1 Партия Хованского написана для .Баса.