logo search
Пособие Ист 9-20

Социальная и духовная жизнь в ссср

в 1965 - 1985-х гг.

Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций (официальная точка зрения), реально - зрели серьезные национальные противоречия и конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость. Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности, пьянства, массовость мелких хищений.

Духовная и общественная жизнь страны в 70-х - начале 80-х гг. характеризуется:

Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры.

Идеологизацией науки и культуры.

3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом, жесткой официальной линией.

4. Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных комитетов, комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).

5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием инакомыслящих.

6. Ограничением на знакомство с западной культурой.

7. Усилением идеологического и административного диктата над всеми сферами общественной жизни и контролем за «умами людей».

8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны.

Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция) - развернулось в 70-е гг. Диссиденты - лица, не согласные с режимом и открыто выступавшие против попрания гражданских свобод; приверженцы принципа самоценности человеческой личности.

1. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу разрушения СССР).

2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс конференций, кружков и групп; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц; издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат") и т.д. Так в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу. В письме речь шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинских соглашений.

3. Классификация движения:

а) либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль, Синявский, Сахаров и др.);

б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын;

в) религиозная оппозиция;

г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье);

д) молодежная оппозиция.

4. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов: ссылка (Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и др.), психбольницы (Шемякин); высылка за границу и лишение гражданства (Вишневская, Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский, Неизвестный, Солженицын, Ростропович и др.). Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе» образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.

5.Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.

Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период «гласности».