Культура России в XVIII веке.
На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки.
Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских детей. Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам.
Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища.
Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие.
Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов).
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости".
Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков, Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое послужило основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и других.
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.
Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны со Швецией, представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".
Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан "Духовный регламент" и важный политический трактат "Правда воли монаршей". Другим видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами "Знамение пришествия антихристова" и "Камень веры", направленные против протестантизма.
Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии.
В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а среди мастеров гравюры - И.Адольский.
Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б.Леблон).
В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и другие.
Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.
Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое значение распространению образования и науки.
В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773 годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль "крестьяне такие же люди, как дворяне" была открытием для России XVIII века.
В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных училищ" привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион.
Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкий, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния). Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири.
Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт-просветитель, художник, историк. Ломоносов открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д.
Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика-изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской", протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров.
В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты.
Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции.
Н.М.Карамзин - писатель, историк, автор "Истории Государства Российского", основоположник русского сентиментализма. В своих произведениях "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" Карамзин изображает русских крестьян в чувственно-сентиментальном духе, в образе пастухов и пастушек, а помещика - заботливым отцом своих крестьян.
Г.Р.Державин был крупнейшим поэтом конца XVIII века. Его волновали и красоты окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно-политические проблемы.
Д.И.Фонвизин - русский писатель, создатель социальной комедии. Он одним из первых начал разоблачать миф о "философе на троне", обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях "Бригадир" и "Недоросль" воспроизвёл яркую картину быта помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни.
С именем А.Н.Радищева связано формирование революционной идеологии, направленной на уничтожение самодержавно-крепостнического строя насильственным путём. Наиболее известное его произведение - книга "Путешествие из Петербурга в Москву", написанная в 1784-1789 годах в форме путевых заметок. С симпатией представлены в "Путешествии" образы крестьян, отталкивающими чертами наделены помещики, относящиеся к крестьянам как к рабочему скоту. Самодержавию он противопоставляет республиканское народное правление, выдвигает идею "совершенного уничтожения рабства" народным восстанием и "наделением крестьян землёй". Екатерина назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачёва", увидела в нём распространителя "заразы французской". По её приказу Радищев был арестован и приговорён к смерти, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим.
В архитектуре стиль барокко (Зимний дворец и Смольный монастырь Растрелли в Петербурге, его же Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве) во второй половине XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие. Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, был В.И.Баженов. Он построил Пашков дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге.
Наиболее ярким выразителем московской школы зодчества был М.Ф.Казаков. Самые известные его работы - Кремлёвский сенат, старый Московский университет, Колонный зал Благородного собрания.
Во второй половине XVIII века начинается расцвет русской скульптуры. Э.Фальконе в памятнике Петру I на Сенатской площади выразил своё понимание личности Петра в истории России. Наивысшие достижения в жанре скульптурного портрета связаны с именем Ф.Шубина (портреты Д.Голицина, Павла I, М.Ломоносова, З.Чернышова).
Расцвет русской портретной живописи связан с именами Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Боровиковского. Ярославский купец Ф.Волков стал создателем первого русского публичного постоянного профессионального театра (1756 г.).
- Первобытно-общинный строй на территории будущего древнерусского государства
- Восточные славяне в древности
- Образование древнерусского государства
- Киевская Русь в IX - XII веках
- Крещение Руси и его значение
- Культура Древней Руси
- Феодальная раздробленность Киевской Руси. Образование самостоятельных государственных центров в XII-XIII веках
- Монголо-татарское нашествие. Установление монголо-татарского владычества на Руси
- Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских феодалов в XIII веке
- Возвышение Москвы. Начало объединения русских земель
- Куликовская битва и ее значение
- Завершение процесса объединения русских земель.
- Иван IV и его реформы
- Внешняя политика Ивана IV
- Русская культура в XIV-XVI веках
- "Смута" в Московском царстве
- Борьба русского народа против польско-шведской интервенции в эпоху "смутного времени"
- Социально-экономическое развитие России в XVII в.
- Усиление самодержавной власти в XVII веке
- Реформы патриарха Никона. Раскольническое движение (старообрядчество)
- Городские восстания середины XVII века
- Крестьянская война под предводительством Степана Разина
- Освободительная борьба украинского и белорусского народов. Воссоединение Украины с Россией.
- Культура России в XVII веке.
- Россия на рубеже XVIII века. Первые годы правления Петра I.
- Реформы Петра I.
- Массовые движения в первой половине XVIII века. Астраханское восстание. Восстание под руководством к.Булавина.
- Северная война.
- Эпоха дворцовых переворотов.
- Социально-экономическое развитие России в 60-90 гг. XVIII века
- Крестьянская война под предводительством е.Пугачёва.
- Политика "просвещённого абсолютизма" Екатерины II.
- Внешняя политика России при Екатерине II.
- Культура России в XVIII веке.
- Внутренняя и внешняя политика Павла I.
- Внутренняя политика Александра I
- Внешняя политика России в 1801-1812 годах.
- Отечественная война 1812 года.
- Восстание декабристов и его значение.
- Внутренняя политика Николая I
- Общественное движение 30-40-х годов XIX века
- Внешняя политика Николая I
- Крымская война 1853-1856 годов
- Культура России в первой половине XIX века
- Александр II и отмена крепостного права в России
- Реформы Александра II в 60 – 70-х гг. XIX века
- Социально-экономическое развитие пореформенной России
- Революционное движение в 60-70 годах XIX века
- Внешняя политика России в 60-90 годы XIX века. Русско-турецкая война 1877-1878 годов
- Переход к реакции. Александр III. Контрреформы.
- Рабочее движение в 60-80 годы XIX века. Распространение марксизма в России
- Культура России во второй половине XIX века
- Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв.
- Общественно-политические движения в России в конце XIX – начале XX века
- Русско-японская война 1904-1905 гг.: причины, ход, итоги.
- Революция 1905-1907 гг. В России
- Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)
- Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия
- Россия в Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.)
- Культура России в начале XX в.
- Февральская революция 1917 г. И свержение самодержавия
- Социально-политическое развитие России от февраля до октября 1917 г.
- Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г.
- Второй Всероссийский Съезд Советов, его декреты и решения
- Установление советской власти в России в 1917-1918 гг.
- Созыв и роспуск Учредительного собрания. 3 съезд Советов
- Выход советской России из Первой мировой войны. Брестский мир
- Политика «военного коммунизма», ее цели и последствия
- Гражданская война и военная интервенция в России
- Новая экономическая политика (нэп)
- Внешняя политика Советского государства в начале 20-х гг. Генуэзская конференция. Рапалльский договор
- Образование ссср
- Индустриализация в ссср
- Коллективизация в ссср
- Формирование государственного социализма в ссср. Политические процессы 20-х - 30-х гг.
- Ссср накануне второй мировой войны
- Внешняя политика ссср накануне Великой Отечественной войны
- Начало второй мировой войны
- Нападение фашистской Германии на ссср. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны
- Превращение страны в единый военный лагерь
- Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
- Изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории ссср
- Образование и деятельность антигитлеровской коалиции. Завершающий этап войны в Европе
- Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция
- Разгром милитаристской Японии
- Источники, итоги и уроки Великой Отечественной войны
- Изменения в мире после Второй мировой войны. Начало «холодной войны»
- Насаждение советской модели развития после 1945 г.
- Социально-экономическое развитие ссср в 1945 - 1953 гг.
- Внутренняя политика сталинского режима в 1945 – 1953 гг. Возобновление массовых репрессий
- Культура в ссср в первое послевоенное десятилетие
- Перемены в стране после смерти и.В. Сталина
- XX съезд кпсс и его значение
- Социально-экономическое развитие ссср в 1953-1964 гг.
- Внешняя политика ссср во второй половине 50-х - начале 60-х гг.
- “Оттепель” в культуре и искусстве
- Отставка Хрущева
- Экономическая реформа середины 1960-х гг. И причины ее неудач
- Внешняя политика ссср в 1965-1985 гг.
- Социальная и духовная жизнь в ссср
- Попытки преодоления кризиса в ссср и перестройки Советского общества в 1985 - 1991 гг.
- Межнациональные отношения в ссср в 1985 - 1991 гг.
- Распад ссср. Образование Содружества Независимых Государств
- Внутриполитическое развитие России в 1991-2000 гг.
- Экономика России на современном этапе
- Внешнеполитическая деятельность российского руководства
- Военная политика России на современном этапе