logo
Пособие Ист 9-20

Военная политика России на современном этапе

После распада СССР руководство России следовало договоренностям с другими республиками Содружествами Независимых Государств о том, что Вооруженные Силы будут едины. Однако Украина первой начала создавать собственные Вооруженные Силы. К военному строительству приступили Армения, Азербайджан и другие республики. В этих условиях 7 мая 1992 г. Указом Президента России Б.Н.Ельцина было объявлено о создании Российских Вооруженных Сил.

Предусматривалось строительство Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлять в соответствии с принципами подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти; соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск(сил) Концепции безопасности России; многонациональной, кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту; единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства.

Российская армия и флот создавались не на пустом месте. Хотя раздел Вооруженных Сил бывшего Союза был произведен, в основном, по "географическому" признаку, Россия все же унаследовала значительную часть военного потенциала бывшего СССР. А это значит, что не все пришлось создавать заново.

Нужна ли России сильная армия сегодня? С 1990 по 1998 гг. преобладали популистские, а порой и безответственные заявления о ее радикальном сокращении, так как угрозы безопасности стране якобы больше не существует, что не соответствовало реальной действительности

Угроза безопасности России на современном этапе:

Во внешнеполитической сфере: Проблемы сохранения целостности РФ; территориальные претензии к РФ; свертывание интеграционных процессов в СНГ; ослабление связей РФ с другими государствами в районах традиционного сотрудничества; неустойчивость государственных структур власти в определенных странах; вооруженные конфликты в сопредельных странах и спровоцированные ими миграционные процессы и т.д.

В экономической сфере: ослабление экономической самостоятельности России; снижение ее технического и промышленного потенциала; закрепление топливно-сырьевой специализации в мировой экономике; ограничение присутствия России на ряде зарубежных рынков; блокирование доступа России к передовым технологиям; неконтролируемый вывоз капитала и отдельных стратегически важных сырьевых товаров за пределы России и т.д.

В военной сфере: существующие очаги локальных войн и вооруженных конфликтов; неурегулированность управления и контроля за стратегическими силами бывшего СССР; распространение оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших технологий военного производства; нарушение целостности системы обороны, неопределенность государственной границы России с прибалтийскими государствами; неурегулированность вопросов правового статуса пребывания российских войск на территории стран ближнего зарубежья; сохранение угрозы мирового терроризма.

Во внутриполитической сфере: угрозы, связанные с формированием качественно нового уровня взаимоотношений центра с регионами; угрозы, связанные с напряженностью в социально-экономической сфере; организованная преступность и коррупция; угрозы на национальной почве. В сфере экологии: прежде всего угрозы техногенного характера в сопредельных государствах.

Таким образом, Российской Федерации жизненно необходимо иметь Вооруженные Силы, достойные великой державы.

Реформирование Российских Вооруженных Сил происходило в сложной обстановке:

1. Кризис в стране и на всем постсоветском пространстве.

2. Первый стратегический эшелон обороны в Восточной Европе оказался полностью разрушен.

3. Оказался разрушен и второй стратегический эшелон обороны - бывшее приграничье СССР.

4. Проблемы взаимоотношений России с Украиной.

5. Необходимость в создания новых группировок войск и военной инфраструктуры.

6. Российские войсковые части выполняют задачи в странах ближнего зарубежья в " правовом вакууме".

Суть реформирования армии и флота заключается в создании относительно немногочисленных, мобильных, оснащенных высокоэффективным оружием, укомплектованных профессиональными военнослужащими Вооруженными Силами. Реформирование Российских Вооруженных Сил осуществлялось по этапам.

На первом этапе, в течение 1992-1993 гг. были созданы новые центральные и местные органы военного управления и заложены правовые основы для создания и функционирования армии, социальной защиты военнослужащих. Проделан большой объем работы по правовому обеспечению строительства ВС.

Принят ряд законодательных актов, регулирующих их служебно-боевую деятельность. Разработаны и утверждены «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» (ноябрь 1993 г.). Это документ переходного периода - периода становления российской государственности, осуществления демократических реформ, формирования новой системы международных отношений. Его характерные черты: оборонительный характер; Россия в отличие от СССР не исключает возможность применения ядерного оружия первой; отсутствие определения главного противника; намерение участвовать в международных операциях по поддержанию мира; участие ВС, в случае необходимости, в ликвидации внутренних вооруженных конфликтов; контроль за расходованием сил и средств на оборону. Приняты "военный пакет" законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе" и др.

На втором этапе, в течение 1993-1994 гг. - вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья, сокращение и реорганизация частей, создание группировок, переход к смешанной системе комплектования армии и флота. Разработана и введена в действие новая система боевой готовности ВС.

Генеральным штабом осуществлен комплекс мер по планированию мобилизации и применению войск в новых геополитических и геостратегических условиях. Уточнены проекты концепции Программы вооружения, военно-правовой реформы, военного образования и т.д.

На третьем этапе, в 1995-1999 гг., реорганизация видов Российских ВС, системы подготовки военных кадров, совершенствование системы комплектования армии.

Медленные темпы реформы ВС обусловлены экономическими проблемами государства. Главная из них - финансовая. При существующей системе и объемах финансирования реформирование и техническое переоснащение Вооруженных Сил осуществляется на низком уровне. Вследствие недостатка финансирования обостряются вопросы практической реализации нормативных "военных законов".

Сложной проблемой является работа по оформлению и обустройству государственной границы России, особенно со странами СНГ:

- принципы добрососедства и сотрудничества, полноценность режима границ со странами Балтии;

- прозрачная граница с Белоруссией, Казахстаном, Украиной;

- Северный Кавказ - два рубежа: государственная граница России и внешние границы Грузии и Армении.

Имеются и другие проблемы, с которыми пришлось столкнуться в ходе реформ. Например, требуют адекватной реакции, наносящие ущерб безопасности страны, действия НАТО по расширению блока за счет стран, ранее входивших в Организацию Варшавского Договора; интенсивные провокационные полеты боевой авиации и боевое патрулирование подводных лодок иностранных государств в приграничье и т.д. Попытки США создать однополярный мировой порядок требуют внесения изменений в состав и размещение группировок войск.

Реформирование Российских Вооруженных Сил является сложной и наиболее важной государственной задачей. Успешное ее проведение позволит России иметь Вооруженные Силы, соответствующие ее статусу великой державы. В настоящее время Министерство Обороны во главе с С.Ивановым предпринимает действенные меры по повышению эффективности и боеспособности Вооруженных сил Российской Федерации