logo
Пособие Ист 9-20

Внешнеполитическая деятельность российского руководства

в 1991-2000 гг.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Приоритетными задачами внешнеполитической концепции Российской Федерации являлись: сохранение территориальной целостности и независимости; обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включение в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления экономического кризиса в стране.

Российская Федерация была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В январе 1996 г. РФ вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР, распад Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Основу импорта в Россию составляли в основном медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10 %.

Отношение с государствами СНГ. В деятельности правительства РФ проблема взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимала важное место. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. Первоначально центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской модели развития к новой общественно-политической системе, к формированию демократического правового государства.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками, что привело к значительному снижению товарооборота с государствами СНГ. Основу поставок России в эти страны составляли топливно-энергетические ресурсы. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений с Россией являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность ей государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долларов.

Правительство РФ стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества. Между шестью государствами был заключен договор о коллективной безопасности (май 1992 г.), разработан и утвержден устав СНГ (январь 1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной по проблемам раздела Черноморского флота, статуса Крымского полуострова и Севастополя. Конфликты с государствами Прибалтики были вызваны дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и территориальными спорами. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдове явились причиной ее участия в нормализации вооруженных конфликтов в этих регионах. В настоящее время имеет большое значение деятельность российской пограничной службы по охране границ Содружества, особенно таджико-афганского участка.

Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, а ровно через год оно было преобразовано в Союз Белоруссии и России. 23 мая 1997 г. был одобрен устав Союза. В настоящее время процесс интеграции двух государств развивается более динамично и продуктивно.

В целях укрепления интеграционных связей в октябре 1996 г. на очередном заседании лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств – участников Содружества. Укрепились межгосударственные отношения с Украиной. 31 мая 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Украиной. Однако на современном этапе развития Содружества имеется много нерешенных проблем. С середины 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан фактически вышли из состава участников Договора о коллективной безопасности и предпочитают решать проблемы своей безопасности путем сотрудничества со странами НАТО.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Страны Европейского Сообщества заявили о признании суверенности России, переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. После распада Организации Варшавского Договора Россия начала вывод своих войск из стран Восточной Европы и государств Прибалтики, этот длительный процесс завершился 31 августа 1994 г. В июне 1994 г. Россия присоединилась к натовской программе партнерства, а в мае 1997 г. был подписан Договор об особом партнерстве России с НАТО.

Однако надежды Российской Федерации на сохранение в Европе сложившегося миропорядка не оправдались. Несмотря на возражения России в апреле 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия были приняты в состав государств – участников НАТО. После прихода к власти в Соединенных Штатах Америки Буша – младшего межгосударственные отношения России и США ухудшились. В целях обеспечения собственной безопасности Россия активизировала свою политику на международной арене. Она активно выступила против военной операции стран НАТО в Косово (март-июнь 1999 г.), политики США по созданию однополярного мирового порядка. За последние годы Россия предприняла активные шаги по укреплению межгосударственных отношений с Китаем, Японией, Германией, Монголией, Северной Кореей, Кубой, государствами Скандинавии др.