logo
Пособие Ист 9-20

Реформы Александра II в 60 – 70-х гг. XIX века

Земская и городская реформы. Выдающуюся роль в подготовке реформы местного управления сыграл Н.А.Милютин. Проект возглавляемой им комиссии предусматривал, чтобы органы местного управления не выходили за рамки хозяйственных вопросов. Основными принципами земской реформы стали выборность и бессословность. И хотя Н.А.Милютина и министра внутренных дел С.СЛанского, как "либералов", уволили в отставку, новый председатель комиссии П.А.Валуев изменил лишь систему выборов в земские учреждения. Окончательный проект был утвержден Александром II 1-го января 1864 г.

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - земские управы. Сфера компетенции земств: местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное образование. Они не имели политического значения и находились под административным контролем губернаторов.

Земства были выборными всесословными органами. Однако избирательное право на основе высокого имущественного ценза выборщиков обеспечивало преобладание в них дворян и буржуазии.

В 1870 г., по образцу земств, учреждается городское самоуправление. Сроком на 4 года избираются городские думы, которые подчинялись непосредственно Сенату. Однако губернаторы осуществляли надзор за их деятельностью. Депутаты думы назывались городскими гласными. Они в свою очередь избирали городскую управу и городского голову. Думы имели статус общественной, а не государственной организации. Они занимались водоснабжением, уличным освещением, транспортом, озеленением, градостроительством, пожарной охраной и др. Фактическая власть в городах принадлежала не городскому самоуправлению, а градоначальникам и губернаторам.

Судебная реформа. Дореформенный суд в России был сословным, негласным, полностью зависимым от администрации. В ходе проведения судебной реформы 1864 г. принимаются новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства и судоустройства. Судья назначался правительством, но мог быть отстранен только по суду. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Появился новый бессословный, гласный суд, независимый от администрации, введены адвокатура, состязательный процесс.

Структура суда приняла следующий вид. Мировые судьи рассматривали уголовные дела, за совершение которых предусматривалось наказание: выговор, замечание, штраф до 300 руб., арест до 3-х месяцев, тюремное заключение до 1 года. По гражданским делам они могли принимать к рассмотрению лишь те, по каким иски не превышали 500 руб. Окружной суд принимал более существенные уголовные и гражданские дела. При рассмотрении уголовных дел привлекались присяжные заседатели, определявшие виновен ли обвиняемый, или нет. В случае вынесения обвинительного вердикта, меру наказания устанавливали коронные судьи, исходя из уголовных законов.

Перемены мало коснулись судопроизводства по политическим делам, где большие права оставались у жандармерии и специальных судебных комиссий. В целом судебная реформа стала наиболее последовательной из буржуазных реформ того времени. Ведущую роль в ее осуществлении сыграл известный юрист Зарудный.

Реформы в области просвещения и печати. Демократические преобразования коснулись и народного образования. Огромная заслуга в этой реформе принадлежала министру народного просвещения Головину. "Положение о начальных народных училищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно-приходских земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. Новый устав гимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., вводил равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В 1862 г. стали учреждаться женские гимназии. Плата в гимназиях была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600.

В 1863 г. был принят исключительно либеральный университетский устав. Он давал университетам широкую автономию, предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их министром просвещения. К концу XIX в. число университетов в России достигло 10. В 70-х годов положено начало женскому высшему образованию: во многих городах открылись высшие женские курсы. Особую известность получили Бестужевские курсы в Петербурге.

В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза больше, чем в деревне. К концу XIX в. в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален.

Изменилась политика правительства и в области печати. Старый цензурный устав отменен, а новый принят не был. В 1865 г. введены "Временные правила" о цензуре, действовавшие с некоторыми изменениями 40 лет. Они существенно смягчали "цензурный гнет", особенно предварительную цензуру. Правительственные и научные издания от цензуры освобождались.

Военная реформа. Поражение России в Крымской войне обусловило необходимость скорейшего проведения военной реформы.

В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. Серию военных реформ в 60-70 гг. провел военный министр Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. За три года - с 1864 по 1867 г. - численность армии снизилась с 1132 тыс.человек до 742 тыс., при сохранении военного потенциала. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы.

В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожный войска. Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции старых и создания новых предприятий. В России впервые начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие покупали и за рубежом. В течение 70-х гг. перевооружение в основном завершилось.

Военные теоретики М.И.Драгомиров, Д.А.Милютин, Г.А.Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища. В них принимались лица всех сословий.

После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года.

Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно 7 лет и 3 года. Лица с высшим образованием могли поступать на службу вольноопределяющимися на срок в 6 месяцев.

В результате реформы была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.