logo search
ГАК_2012_программа курса

Содержание модуля

Генезис культуры. Историческое развитие понятия «культура»: от античных представлений о культуре (cultura и paideia – Катон, Цицерон, Платон, Аристотель), до современности. Оппозиция: «cultura»–«natura». Выделение культуры как особого созданного человеком мира. Культура – созданная человеком «вторая природа» (Гегель). Многообразие определений культуры в современной литературе.

Функции культуры. Полифункциональность культуры. Необходимость определения функций культуры. Многообразие подходов в выделении основных функций культуры (Драч Г. В., Ерасов Б. С., Коган Л. Н., Попов В. В. И др.). Человекотворческая сущность культуры. Функция памяти (Лотман Ю. М., Лихачев Д. С.) или сохранения и передачи социального опыта. Аксиологическая (ценностная) функция культуры. Коммуникативная функция (история человечества как история развития способов и средств коммуникации – М. Маклюэн). Нормативная функция культуры (правовые нормы, экономические, моральные, писанные и неписанные законы общества). Адаптационная функция культуры, адаптация как важнейшее свойство культуры.

Структура культуры. Относительность, условность деления на материальную, духовную и социальную культуры. Неизбежная взаимообусловленность сфер культуры.

Материальная культура. Структура материальной культуры: материальная культура производства, материальная культура быта, культура физического бытия человека. Технологии и орудия труда. Жилище и одежда, культура места жительства человека. Культура материальных бытовых обрядов и ритуалов. Телесность человека. Физическая и сексуальная культура.

Многофункциональность материальной культуры. Утилитарный и гуманистический характер материальной культуры.

Духовная культура. Духовная культура, в широком смысле, как совокупный духовный опыт человечества. Интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты. Нормы и образцы поведения. Ценности и идеалы. Система ценностей: смысложизненные и прагматические ценности. Традиции и новации. Наука, философия, искусство, мораль, религия.

Духовная культура, в узком смысле, как часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей. Религиозные ценности и идеалы, культовая деятельность. Человекотворческий характер духовной культуры.

Морфология культуры: организационная культура (хозяйственная, правовая, политическая, военная), культура познания и отражения мира (наука, философия, религия), информационная культура (язык, образование, средства массовой информации и т. д.), физическая культура (спорт, медицина, регенерация и рекреация человека), синкретические виды культуры (искусство, игровые формы бытия и т. д.).

Типология культуры: региональная, историческая, социально-сословная, стилевая. Проблема локальных цивилизаций и субкультурных образований.

Бинарные концепции культуры. Разделение культуры на оппозиционные пары. Мужская и женская культуры. Восток – Запад. Массовая и элитарная культура. Буржуазная и пролетарская культуры.

Циклические концепции культуры. Принцип цикличности как один из основных принципов типологии культуры. Собственно циклические концепции (Н. Данилевский, О.Шпенглер). Векторно-циклические концепции (К. Ясперс, А. Тойнби).

Динамика культуры: социальная динамика, ее уровни. Историческая динамика. Проблемы модернизации и социокультурного прогресса. Концепция социокультурной динамики П.Сорокина. Идеациональная, идеалистическая и чувственная культуры.

Содержание и особенность социокультурных явлений. Динамика культуры, типы культурных изменений, источники культурной динамики, динамические характеристики социокультурных явлений. Факторы изменения и развития культуры, показатели и индикаторы культурного развития личности, группы, территориальной общности. Понятие культурного уровня. Динамика культуры: социальная динамика, ее уровни. Историческая динамика. Проблемы модернизации и социокультурного прогресса. Понятия субкультуры, контркультуры, альтернативной культуры. Традиция и новация. Субъекты культуры. Интеллигенция как субъект культуры.

Социодинамика русской культуры. Проблемы развития русской культуры, особенности возникновения и формирования, принципы исследования русской культуры, основные подходы к изучению русской культуры. Проблема русского менталитета (национального самосознания). Основные дискуссии и споры. Национальная и общечеловеческая культуры: возможность существования единой общемировой культуры; проблема взаимоотношений между национальной и общечеловеческой культурами.

Культура и природа. Оппозиция “cultura” – “natura”. Человек как биологическое и культурное существо. Обусловленность культурного – биологическим, и биологического – культурным. Влияние географического фактора на формирование культуры (Гумилев Л. Н.). Этнос как культурно–природный феномен. Ландшафт и климат.

Историческое становление изменений отношения человека и природы. Выделение себя из мира природы, и осознание человеческого в человеке.

Современное понимание проблемы человек – природа. Экологическая проблемы как глобальная проблема человечества. Ноосферная концепция культуры (В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден, Н. Моисеев). Христианство и потребительское отношение к природе. Экология души и экология человека.

Культура и личность. Философские представления о сущности человека и теория культуры. Основные измерения человеческой личности: разум, чувство и воля. Нормативность культуры по отношению к личности, понятие «культурный человек».

Культура мышления и самопознания. Культура мировосприятия и культура чувств. Культура поведения и культура самовыражения. Культура общения. Самосознание человека и формирование духовности. Культура и индивидуальность. Творчество.

Культура и цивилизация. Появление понятия «цивилизация». Изменение смыслов вкладываемых в это понятие. Цивилизация как материальное благоустроение жизни. Цивилизация как символ вырождения культуры (Ницше), и как последняя стадия существования культуры (Шпенглер). Восточный и западный типы цивилизации. Глобальная (мировая) цивилизация. Антропогенная и техногенная цивилизации.

«Цивилизация» и «культура» как антиподы (Н.А. Бердяев). Место культуры в цивилизации. Цивилизованность и «цивилизованный» человек. Критерии цивилизованности.

Диалог в культуре. Определение диалога. Различные подходы в понимании диалога (М. Бубер, М.М.Бахтин, В.С. Библер). Диалог как способ существования культуры. Виды диалога. Диалог с окружающим миром и внутренний диалог. Диалог с природой, с Богом, с историей. Диалог в искусстве. Диалог во времени и пространстве.

Диалог культур и цивилизаций. Диалог как необходимое условие развития культуры (Н.Я. Данилевский). Конфликты в современном мире.

Культура и язык. Коммуникативная функция культуры. Коды культуры (архетип, знак, символ, образ). Понятие семиосферы. Работы Ю.М. Лотмана.

Знак как базовое понятие семиотики. Разнообразие классификаций и базовые виды знаков. Классификация знаков Ч. Пирса (знаки иконы, индексы и символы).

Символ. Сущность понятия, его место среди других семиотических понятий (знак и символ, знаковая система и символ, язык и символ, текст и символ). Символизация в культуре.

Образ как модель реальности.

Язык как необходимое средство диалога в культуре. Естественные и искусственные языки. Проблема понимания в культуре.

Феномены культуры.

Миф как феномен культуры. Определения мифа. Миф как архаические представления. Миф как образно-художественные представления. Миф как модель и картина мира (О. Фрейденберг, В. Топоров, А. Лосев, Г. Гачев, К. Хюбнер). Миф как обыденная картина мира. Миф и мифология. Мифология как собрание мифов. Мифология как наука о мифах. Архаичные и современные мифы. Социальная мифология. Художественные мифы.

Религия как социокультурный феномен. Место религии в обществе и в системе культуры. Место религии в жизни человека. Определения религии: теологические и богословские, объективистские (научные), атеистические. Функции религии. Место религии в современном мире.

Искусство как феномен культуры. Уникальная роль искусства в системе культуры. Искусство как духовно–ценностное освоение мира. Художественная картина мира. Проблема творческого самовыражения. «Искусство для себя» и «искусство для народа». Искусство как самоценность, как средство компенсации, иллюзорное замещение реальности. Структура, духовно-содержательный, морфологический и институциональный аспекты искусства и его социальные функции. Человек как смысл и содержание искусства.

Виды и жанры искусства. Концепции происхождения искусства. Проблема понимания как центральная проблема культуры. Художественный текст. Реконструкция и герменевтика.

Наука как феномен культуры. Представления о науке в разные исторические эпохи. Роль науки в становлении и воспитании человека. Методы науки. Место науки в культуре. Научная интеллигенция. Научная истина. Научное мировоззрение. Наука и религия. Наука и искусство. Наука и техника. Информационное общество и культура. Учение о ноосфере.

Игра как феномен культуры. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги («Homo Ludens», 1938). Способность человека к игровой деятельности как источник культуры. Игра как свободная деятельность, незаинтересованный характер игры. Исторический характер феномена (игра в архаических обществах). Педагогический смысл игры.

Экология культуры. Понятие экологии культуры (Д.С. Лихачев). Сохранение культурной среды (сохранение предметной среды, архитектурных памятников, видео и аудио-экология, экология языка). Проблема сохранения памятников в современной России. Базовое законодательство в сфере охраны памятников.

Модуль «История мировой культуры»

Цель модуля: Выявление смысловых и социокультурных доминант, определивших развитие культуры, повлиявших и обусловивших развитие художественной культуры.

Задачи:

обобщить представления