Трансформация русской культуры в XVIII веке.
Особенности развития художественной культуры России в эпоху нового времени. Реформы Петра I и их культурные последствия: окончательное размежевание дворянской и народной культуры; активизация проникновения в культуру европейских тенденций; разрушение средневековой картины мира; оформление тенденции к господству светского начала в культуре.
Дворянская культура, усвоение и ассимиляция в ней европейской традиции в ее различных вариантах (германо-голландский, французский, немецкий). Своеобразие функционирования идей просветителей в русской культуре XVIII в.
Художественная культура России эпохи Просвещения. Главная отличительная особенность – отсутствие, как стилевого единства, так и жесткости границ между основными стилями (барокко, классицизм, реализм). Развитие светского искусства: архитектура Санкт-Петербурга, формирование отечественной школы скульптуры, создание театра, реформа стихосложения. Выдающиеся представители русской художественной культуры того времени (М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Ф. И. Шубин, Ф. С. Рокотов, М. Ф. Казаков и др.). Значение русского искусства XVIII в. для последующего развития русской культуры.
Характеристика художественной культуры XIX в.
Рост промышленности и науки, средств транспорта и связи; нарастание социальных конфликтов; рождение марксизма и буржуазной социологии; появление новых правовых идей; расцвет всех видов искусства и начало тотального отчуждения человека.
Место изобразительного искусства и архитектуры в художественной культуре XIX в. Стили и направления в искусстве XIX века. Начало кризиса «стиля» и синтетических форм искусства. Снижение роли архитектуры, скульптуры и монументальной живописи. Усиление значения станковых форм в изобразительном искусстве, преобладающая роль живописи в системе пространственных искусств. Многообразие национальных художественных школ. Сложение историзма как принципа подхода художника к действительности. Различное понимание историзма художниками направления революционного классицизма и романтиками. Проблема народности. Новый этап в развитии исторического и бытового жанров. Развитие великих европейских традиций в искусстве портрета. Новое содержание пейзажной живописи в XIX веке. Пленэр.
Романтизм в искусстве. Национальные школы
Романтизм в искусстве как реакция на Великую Французскую революцию. Неприятие романтиками буржуазного образа жизни, ее ценностей. Романтизм как художественное течение и мировоззрение. Возникновение термина. Смысл понятия романтизм. Философское обоснование романтизма Ф. Шеллингом, братьями А. и Ф. Шлегелями. Обреченность личности на трагический выбор: уход во внутренний мир, бегство в экзотические страны, в мир прошлого, революционный протест. Жизнь в творчестве и творчество в жизни.
Разнонаправленность романтических исканий: созерцательность, медитативность идеализация прошлого, примирение с судьбой, глобальный бунт против всего, устремленность к будущему.
Национальные школы романтизма: немецкая (Ф. Новалис, Э. Т. А. Гофман), французская (А. Ламартин, В. Гюго, А. Дюма-отец), английская (Д. Байрон, Д. Китс, В. Скотт, С. Кольридж), американская (В. Ирвинг, Ф. Купер, Э. По).
Романтизм в живописи. Героический романтизм Т. Жерико, Э. Делакруа.
Романтизм в музыке. Человек как создатель субъективного образа мира. Восприятие именно этого мира как истинного. Личностно-интимный романтизм. Шуберт, Мендельсон, Шуман, Шопен.
Становление реализма в искусстве XIX в.
Углубление социальных противоречий в обществе и их отражение в искусстве. Становление и развитие реализма как метода и направления. Ориентация на исследование социальных условий бытия человека, подчинение стилевых проблем содержанию, гуманистическая критика действительности, глубокий анализ «диалектики души», принципиальное отрицание нормативности в искусстве.
Зарождение реализма во Франции (Стендаль, О. Бальзак), Англии (Ч. Диккенс, У. Теккерей). Теоретические споры о реализме. Реализм в музыке, живописи, театре. Творчество Курбе, Милле.
Импрессионизм как новое направление в искусстве: открытие живой изменчивости в жизни, многообразие и богатство красочных сочетаний Импрессионизм. Термин. Содержание понятия. Творчество Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, П. Синьяка и др. Новое понимание формы. Цвет и свет. Пленэр. Этюд. Место импрессионизма в европейском искусстве. Импрессионизм в зеркале критики.
Постимпрессионизм. Творчество П. Гогена, П. Сезанна, В. Ван-Гога. Постимпрессионизм и искусство XX века.
Развитие декоративно-прикладного искусства, появление дизайна. Открытие Европой искусства Китая и Японии.
Развитие науки и возрастание ее влияний на все стороны жизни. Появление научно-популярной и научно-художественной литературы (Ж. Верн, Г. Уэллс).
Социокультурный кризис конца ХIХ века и эпоха модернизма. Социокультурный кризис конца ХIХ века и эпоха модернизма. Искусство последней трети XIX века. Архитектура. Эклектика. Поиск новых форм, конструкций и образов в архитектуре. Эйфелева башня. Выставочные павильоны. Формирование основ стиля модерн в архитектуре.
- Утверждаю
- Итогового междисциплинарного экзамена
- I. Пояснительная записка
- Специфика содержания программы
- Порядок подготовки к государственной аттестации
- Порядок проведения итоговой государственной аттестации
- Содержание модуля
- Содержание модуля
- Культура русского Средневековья.
- Трансформация русской культуры в XVIII веке.
- Классическая русская культура XIX века.
- Модуль «Теория и методика преподавания культурологии»
- Содержание модуля
- Вопросы итогового междисциплинарного экзамена
- «История мировой культуры и методики ее преподавания»
- Государственной аттестации по специальности
- «050403 – Культурология»
- Критерии оценки ответов студентов
- Требования к профессиональной подготовке специалиста
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26