«050403 – Культурология»
Возникновение и развитие понятия «культура».
Человек и мир культуры. Социализация и индивидуализация человека в сфере культуры.
Основные тенденции в развитии культуры.
Культура как система. Соотношение и взаимосвязь материальной и духовной культуры.
Морфология культуры.
Основные функции культуры в обществе.
Роль учреждений культуры в процессе ее функционирования (создание, хранение, передача и потребление ценностей).
Понятия «культура» и «цивилизация». Их соотношение.
Типология культуры: региональная, историческая, социально-сословная, стилевая.
Диалог в культуре.
Историко-культурологические концепции Н. Данилевского и О. Шпенглера.
Историко-культурологическая концепция А. Тойнби.
Историко-культурологическая концепция П. Сорокина.
Историко-культурологические взгляды на развитие России западников и славянофилов.
Историко-культурологические взгляды Н.А. Бердяева.
Историко-культурологические взгляды Л. Гумилева.
Культура и язык. Коды культуры (архетип, знак, символ, образ).
Игра как феномен культуры.
Мифология как явление духовной культуры.
Искусство в системе культуры.
Религия в системе духовной культуры.
Наука в системе культуры.
Человек как объект, источник и цель искусства. Социокультурные функции искусства.
Культура и природа.
Культура и личность.
Экология культуры. Государственная политика в области охраны памятников культуры.
Специфика художественного отражения мира. Творческий характер восприятия произведений искусства.
Основные типы программ по культурологическим дисциплинам в школе (характеристика одной по выбору студента).
Формы и методы ведения занятий по дисциплинам культурологического цикла в различных возрастных группах.
Предприниматель как субъект художественной культуры (меценаты, спонсоры, менеджеры).
Культура Древнего Египта. Основные этапы развития. Основные памятники (развернутая характеристика одного из этапов – по выбору студента). Методические основания преподавания данной темы в школе.
Особенности развития культуры Древней Индии. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Особенности развития культуры Древнего Китая. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Особенности развития культуры Японии. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Особенности развития культуры арабо-мусульманского Востока. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Крито-микенская культура как основа греческой цивилизации. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Греческая мифология: ее особенности и место в культуре. Гомеровский эпос. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Основные этапы развития греческой античности (Гомеровская Греция; архаика; классика; эллинизм – развернутая характеристика одного из этапов – по выбору студента). Методические основания преподавания данной темы в школе..
Культура Древнего Рима: истоки, особенности, основные направления, памятники. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Мировоззренческие основы христианства. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Художественная культура средневековой Европы. Романская и готическая архитектура. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Искусство Древней Руси. Своеобразие русской иконы (особенности древнерусского зодчества – по выбору студента). Методические основания преподавания данной темы в школе.
Изобразительное искусство Итальянского Возрождения. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Особенности Северного европейского Возрождения. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Особенности культуры барокко. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Становление и основные черты культуры классицизма. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Реализм в изобразительном искусстве в XVII в. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Идеи Просвещения в европейской художественной культуре. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Идеи Просвещения в русской художественной культуре. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Русское изобразительное искусство XVIII века: архитектура, скульптура, живопись. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Романтизм как образ жизни и направление в художественной культуре Европы. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Становление и развитие реализма в художественной культуре Европы.
Импрессионизм в художественной культуре Европы. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Гуманизм русской литературы XIX века. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Изобразительное искусство России XIX века: от академизма к реализму. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Культура Серебряного века в России (характеристика одного из видов искусства – по выбору студента). Методические основания преподавания данной темы в школе.
Феномен и парадокс «массовой культуры». Методические основания преподавания данной темы в школе.
Социально-гносеологическая обусловленность авангарда искусства ХХ века. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Экспрессионизм и сюрреализм как выражение потерянности человека в мире. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Абстракционизм как утопическая форма спасения человека. Методические основания преподавания данной темы в школе.
Искусство поп-арта. Возможности изучения данной темы в школе.
Культурологические характеристики феномена постмодернизма. Возможности изучения данной темы в школе.
- Утверждаю
- Итогового междисциплинарного экзамена
- I. Пояснительная записка
- Специфика содержания программы
- Порядок подготовки к государственной аттестации
- Порядок проведения итоговой государственной аттестации
- Содержание модуля
- Содержание модуля
- Культура русского Средневековья.
- Трансформация русской культуры в XVIII веке.
- Классическая русская культура XIX века.
- Модуль «Теория и методика преподавания культурологии»
- Содержание модуля
- Вопросы итогового междисциплинарного экзамена
- «История мировой культуры и методики ее преподавания»
- Государственной аттестации по специальности
- «050403 – Культурология»
- Критерии оценки ответов студентов
- Требования к профессиональной подготовке специалиста
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26