logo search
Военная история

2. Второй этап строительства и реформирования вооруженных сил рф

В рамках 2-го этапа строительства ВС РФ продолжались вы­работка важнейших направлений формирования их будущего облика, создание нормативно-правовой базы военного строите­льства.

Основой этой работы стал утвержденный Президентом РФ в июне 1997 г. «Замысел реформирования Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации до 2005 г.», которым, в частности, предусмат­ривался перевод их с пятивидовой на четырехвидовую структуру. Одновременно документом намечались мероприятия, направлен­ные на повышение боеспособности и боеготовности ВС, восста­новление регулярной боевой учебы войск (сил), проведение пла­нового сокращения их штатной численности и оптимизацию центральных органов военного управления. Важное место в «За­мысле» уделялось и вопросам повышения социального статуса во­еннослужащих.

На основании принятого «Замысла» Генеральный штаб под­готовил ряд документов по строительству ВС, которые после обсуждения получили одобрение и были утверждены указами Президента РФ: «О первоочередных мерах по реформированиюВооруженных Сил и совершенствованию их структуры», «Кон­цепция строительства Вооруженных Сил Российской Федера­ции на период до 2005 г.», «Основы (концепция) государст­венной политики Российской Федерации по военному строите­льству на период до 2005 г.». С выходом этих и других докумен­тов военная реформа в России обрела более четкие ориентиры, развернулась работа по практическому осуществлению постав­ленных задач.

Указом Президента РФ утвержден разработанный Генераль­ным штабом «План строительства и развития Вооруженных Сил РФ на 1998—2000 гг.». На его основе в Министерстве обороны на­чалась работа по подготовке планов строительства видов ВС и ро­дов войск, Тыла ВС.

В соответствии с разработанной нормативно-правовой базой получили дальнейшее развитие с учетом договорных ограничений стратегические ядерные силы. В состав РВСН были включены войска ракетно-космической обороны (с выводом их из состава Войск ПВО), ВКС.

Существенным преобразованиям подверглись силы общего на­значения. В Сухопутных войсках развернулось формирование сое­динений и воинских частей постоянной готовности, способных без доукомплектования немедленно выполнить поставленные пе­ред ними боевые задачи.

Одним из главных итогов реализации утвержденного плана ста­ло объединение в 1998 г. ВВС и Войск ПВО в один вид ВС РФ — ВВС. В результате Вооруженные Силы переведены на четырехви-довую структуру.

На каждом из стратегических направлений были созданы принципиально новые объединения ВВС — армии ВВС и ПВО. В их состав кроме ударной, разведывательной, военно-транспорт­ной и специальной авиации вошли истребительная авиация ПВО, зенитные ракетные войска, радиотехнические войска. Существен­ные изменения претерпела система управления ВВС.

В ВМФ в целях повышения устойчивости управления войска­ми (силами) в обособленных районах РФ в состав Балтийского флота была включена группировка сухопутных войск, дислоциро­ванная в Калининградской области, а также сформирована единая группировка войск и сил на северо-востоке страны.

Забайкальский и Сибирский военные округа были объединены в Сибирский военный округ. Военные округа получили статус оперативно-стратегических командований.

В целом в результате оптимизации боевого состава видов ВС и родов войск, систем обеспечения и органов военного управления было сокращено количество объединений, соединений и воин­ских частей, обеспечен выход на установленный уровень штатной численности ВС РФ. Параллельно началось формирование эле­ментов территориальных систем тылового и технического обеспе­чения, общих для ВС РФ, других войск и воинских формирова-

ний, а также преобразование системы подготовки кадров и военного образования.

Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. утверждены новые положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе ВС РФ, уточнены их предназначение, основные задачи и функ­ции.

Министерство обороны РФ, как определено в Положении о нем, является федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и осуществляющим государ­ственное управление в области обороны, а также координирую­щим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны.

Согласно Положению Генеральный штаб ВС РФ являлся цент­ральным органом военного управления и основным органом опе­ративного управления ВС РФ, осуществляющим координацию де­ятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны.

Перед Генеральным штабом ставились задачи по всесторонне­му анализу и оценке складывающейся военно-политической об­становки, определению тенденций развития средств ведения вой­ны, способов их применения и др. Он должен был также решать задачи, связанные с участием в переговорном процессе, направ­ленном на повышение уровня безопасности в мире, обеспечивать руководство миротворческими силами РФ в районах межнациона­льных конфликтов. Одной из важнейших задач Генерального шта­ба являлось проведение в жизнь решений военно-политического руководства страны по реформированию ВС.

В январе 2000 г. Указом Президента РФ была утверждена новая «Концепция национальной безопасности». В ней сформулирова­ны приоритеты национальной безопасности России, дана оценка существующих угроз. И что особенно важно, четко сказано о воз­можности применения ядерного оружия, в том числе в случаях, когда другие способы отражения агрессии исчерпаны.

И все же, несмотря на предпринимавшиеся Министерством обороны РФ усилия, добиться повышения боеспособности ар­мии и флота в 1997—2000 гг. по ряду причин не удалось. Анализ хода военного строительства, проведенный военно-политиче­ским руководством страны, показал, что военная реформа в 1990-х гг. осуществлялась недостаточно эффективно, принимае­мые концептуальные документы и оперативные решения в этой области из-за существовавших объективных трудностей реализо-вывались медленно и не в полном объеме. Но главное — не было обеспечено достаточное и ритмичное финансирование ВС, дру­гих войск, что потребовало корректировки государственной по­литики в области военного строительства и уточнения направле­ний строительства ВС. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. была утверждена Военная доктрина РФ, а основы программных установок строите­льства и развития армии и флота на современном этапе изложены в августовском и ноябрьском (2000 г.) постановлениях Совета Бе­зопасности РФ. В них определялись важнейшие направления даль­нейшего развития ВС РФ.

В соответствии с уточненным законом «Об обороне» Воору­женные Силы Российской Федерации предназначены для отраже­ния агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности терри­тории Российской Федерации, а также для выполнения задач в со­ответствии с международными договорами Российской Федера­ции.

Цели применения Вооруженных Сил и других войск определе­ны Военной доктриной Российской Федерации:

в крупномасштабной (региональной) войне, в случае ее развер­тывания каким-либо государством (группой, коалицией госу­дарств), — защита независимости и суверенитета, территориаль­ной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принужде­ние его к прекращению военных действий на условиях, отвечаю­щих интересам Российской Федерации и ее союзников;

в локальных войнах и международных вооруженных конфлик­тах — локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо принуж­дения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрес­сора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих ин­тересам Российской Федерации и ее союзников;

во внутренних вооруженных конфликтах — разгром и ликвида­ция незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и действующего федераль­ного законодательства;

в операциях по поддержанию и восстановлению мира — раз­ведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирова­ния.

Начатые с середины 1997 г. практические шаги по активизации строительства и реформирования ВС осуществлялись в сложных условиях политической, социально-экономической и демографи­ческой обстановки в России.

Вместе с тем именно острота, экстремальный характер сло­жившейся ситуации не оставляли для военно-политического ру­ководства страны ничего иного, кроме решительных действий по спасению ВС от окончательной деградации, сохранению в них тех составляющих, от которых в первую очередь зависит боеспо­собность войск (сил). И, как свидетельствует сделанное за пери­од до 2000 г., многие необходимые преобразования были осуще-

ствлены. В частности, оптимизирована структура ВС, их численность доведена до 1,2 млн военнослужащих, предприняты конкретные меры по совершенствованию системы управления армией и флотом.