3. Идеологическая и организационно-партийная работа в вооруженных силах
Во все времена и эпохи моральный дух сражающихся войск был одним из важнейших факторов достижения победы над противником. Неопровержимость этой объективной закономерности еще раз убедительно подтвердила Великая Отечественная война, победа в которой в значительной степени была предопределена высокой духовной стойкостью советских воинов, их самоотверженностью в борьбе с германскими захватчиками.
Высокий моральный дух советских воинов был прежде всего и главным образом следствием активного морально-психологического воздействия на сознание и поведение личного состава в боевой обстановке, многогранной деятельности военных кадров по укреплению морального духа войск.
На укрепление морального духа советских воинов в годы войны была направлена активная партийно-политическая работа. Ее вместе с командирами и штабами организовывали и проводили военные советы и политорганы, комиссары и политруки, заместители командиров по политической части, партийные организации, члены которых вместе с комсомольцами к концу войны составляли около половины действующей армии. Общее руководство идеологической и организационно-партийной работой в Красной Армии осуществляли Центральный Комитет партии и Главное политическое управление.
Работа по укреплению морального духа воинов целенаправленно велась в течение всей войны. Ее важнейшей задачей являлось формирование у защитников Отечества убежденности в справедливом, освободительном характере Великой Отечественной войны, в преимуществе советского общественного и государственного строя.
В первые недели и месяцы войны воспитательная работа направлялась на формирование у народа и армии настроений военного времени. Советские люди, воины армии и флота должны были понять всю глубину опасности, нависшей над страной, отрешиться от благодушия и беспечности, от настроений мирного времени. В ряду важнейших документов, направленных на решение этих задач, следует назвать директиву ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 29 июня 1941 г. «Партийным и советским организациям прифронтовых областей». В соответствии с ее положениями вся идеологическая и организационно-партийная работа в действующей армии всецело подчинялась главной цели — мобилизации личного состава на разгром агрессоров. Полное содержание директивы было изложено И. В. Сталиным в его выступлении по радио 3 июля 1941 г. Это выступление носило программный характер и оказало определяющее влияние • на организацию и содержание воспитательной работы в армии в ходе всей войны. Именно с этого момента в сознании советских людей утвердился лозунг: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
Существенное значение для улучшения организационно-партийной работы в начале войны имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1941 г., в соответствии с которым осуществлялась перестройка деятельности военных советов, политорга-нов, политаппарата, партийных организаций частей и подразделений: органы политической пропаганды в Красной Армии были реорганизованы в политические управления и политические отделы соответствующих объединений и соединений, в Красной Армии вновь вводился институт военных комиссаров. В ротах, батареях и им равных подразделениях назначались политические руководители.
К концу 1941 г. военные комиссары были введены во всех танковых ротах и артиллерийских батареях, батальонах стрелковых частей и штабах дивизий. Эта вынужденная, чрезвычайная мера сыграла свою положительную роль: помогла укрепить моральный дух войск, преодолеть негативные последствия, связанные с неудачами первого года войны.
Мощным средством укрепления морального духа советских воинов в годы войны являлись печать и радио. 24 июня 1941 г. было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро). В самые тяжелые дни и месяцы войны сводки Совинформбюро вселяли уверенность в неизбежность нашей победы над врагом.
Радиопередачи велись на 70 языках народов СССР, последние известия передавались по Центральному радиовещанию 14 раз в день. Специальные передачи были организованы для фронтовиков, партизан, населения временно оккупированных территорий. С 9 июля 1941 г. ежедневно передавались «Письма на фронт», а с августа — «Письма с фронта». Радио было важнейшим средством связи с осажденными городами: Ленинградом, Одессой, Севастополем. Благодаря радио бойцы ощущали поддержку всей страны, а советский народ черпал силы в мужестве героических защитников этих городов.
Война внесла большие изменения в работу печати. Многие издательства свернули работу. Число газет уменьшилось в 1942 г. почти вдвое, а их тираж упал с 38 млн до 18 млн экземпляров. В то же время число армейских, флотских и дивизионных газет резко возросло. В годы войны в советских ВС выходило 1433 периодических издания общим разовым тиражом 8463,5 тыс. экземпляров, в том числе 149 изданий на языках народов СССР тиражом 339 тыс. экземпляров. Последнее обстоятельство не было случайным — многонациональный состав Красной Армии предопределял необходимость проведения большой работы по воспитанию воинов в духе дружбы и братства народов нашей страны, сплочению бойцов различных национальностей в единую боевую семью. На фронтах войны сражались соединения, сформированные в союзных и автономных республиках и состоявшие в значительной степени из представителей коренных национальностей (всего за годы войны было создано и направлено в действующую армию свыше 80 национальных дивизий и отдельных бригад).
Одно из центральных мест в воспитательной работе с личным составом в годы войны отводилось формированию у воинов психологических и морально-боевых качеств, крайне необходимых для выполнения боевых задач в сложной, напряженной и опасной ситуации: мужества, отваги, героизма, храбрости, эмоционально-волевой устойчивости, способности не теряться в боевой обстановке, готовности к самопожертвованию, верности воинскому долгу, войскового товарищества и взаимной выручки в бою.
Содержание и организация данной работы определялись характером выполняемых боевых задач и особенностями складывавшейся обстановки. В 1-м и частично во 2-м периодах войны основное внимание сосредоточивалось на подготовке воинов к ведению оборонительных боев. Именно в это тяжелое для армии и всей страны время наиболее отчетливо проявилось огромное значение психологической устойчивости войск и стали очевидны серьезные просчеты и недостатки в психологической и боевой подготовке личного состава. Многие солдаты, сержанты и офицеры оказались не готовы к отражению внезапного нападения противника, его стремительного продвижения в глубь нашей страны, к ведению тяжелых оборонительных боев, в том числе и в окружении, к активной борьбе с танками и самолетами врага, преодолению панических настроений.
Накануне войны личный состав не имел четких представлений о характере предстоящих боевых действий. Вся боевая учеба, воспитание в основном нацеливались на подготовку к ведению наступления. Недооценивалась необходимость обучения войск тактике оборонительного боя, мало уделялось внимания формированию у воинов стойкости и упорства в обороне, ведению боев в окружении.
Командиры и политработники немало сделали для того, чтобы преодолеть эту неблагополучную ситуацию. История Великой Отечественной войны изобилует примерами, когда бойцы в тяжелой обстановке не падали духом, не бросали оружия и не сдавались в плен, а продолжали сражаться. Стойкость и мужество помогали им прорывать вражеское кольцо и выходить к своим войскам. Упорная борьба войск Красной Армии в окружении заставляла гитлеровцев снимать части и соединения с других участков фронта.
На новую, более высокую ступень поднимались организаторская и воспитательная работа офицерских кадров в последующих оборонительных сражениях. Характерно в этом отношении сражение на Курской дуге летом 1943 г. Учитывая' появление у противника новых тяжелых танков, самоходных орудий и самолетов, большое внимание было уделено изучению способов эффективной борьбы с ними, преодоления у части личного состава «танкобоязни» и «самолетобоязни». Еще в январе 1943 г. на Ленинградском фронте был захвачен тяжелый немецкий танк «тигр». В связи с этим в войсках оперативно организовали издание листовок с описанием его боевых и конструктивных особенностей, уязвимых мест, в многотиражных газетах публиковались статьи, печатались плакаты с изложением способов борьбы с новыми немецкими танками.
Части поочередно отводились в тыл, где на учебных полях стрелковые подразделения проходили «обкатку» танками, учились вести огонь по низколетящим самолетам противника. Воины учились пропускать через свои траншеи вражеские танки, отсекать от них пехоту, а затем огнем артиллерии, гвардейских минометов, противотанковых ружей, связками гранат и бутылками с горючей смесью уничтожать их.
Все это самым положительным образом сказалось на ходе и исходе оборонительных сражений. Нередко в одном бою полки отражали по несколько вражеских атак, уничтожая при этом его тяжелые танки и самоходные орудия. Так, 6 июля 1943 г. 203-й стрелковый полк отбил 16 атак противника, в которых участвовало более 250 танков, поддержанных большими группами самолетов. В этом же полку было отмечено 30 случаев, когда воины, стремясь остановить врага, бросались под танки со связками гранат и уничтожали их ценой собственной жизни.
В годы войны, особенно в ходе оборонительных боев, исключительно большое внимание уделялось поддержанию в войсках крепкой воинской дисциплины — важнейшего условия высокой стойкости личного состава, удержания занимаемых рубежей. Большую роль в решении этой задачи сыграл приказ наркома обороны СССР № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», изданный в разгар Сталинградской битвы 28 июля 1942 г. и известный как приказ «Ни шагу назад!».
Ход и исход войны позволяют нам с сегодняшних позиций лучше понять необходимость этого приказа и его значение для укрепления дисциплины и повышения стойкости войск. Последующие сражения Великой Отечественной войны показали, что большинство мер, осуществленных в то время на основе этого приказа, были правильными и в итоге помогли воинам остановить врага и одержать победу.
Разносторонняя работа по морально-психологической закалке личного состава проводилась в ходе наступательных боев, что особенно было характерно для 2-го и 3-го периодов войны. Командиры и политработники основное внимание сосредоточивали на формировании у воинов высокого наступательного порыва, инициативы и решительности при взламывании долговременной обороны противника, действиях в его тылу, при уничтожении окруженных группировок врага, форсировании с ходу крупных водных преград, штурме городов-крепостей.
Как показала практика, по целому ряду причин воину, длительное время находившемуся в обороне, порой было очень трудно отрешиться от оборонительных настроений и перестроить свое сознание и поведение в соответствии с требованиями наступления. Сказывалось отсутствие опыта наступательных боев, да и нелегко было подняться из траншеи в атаку, сделать шаг навстречу вражескому огню, понимая, что этот шаг может быть последним. Командиры и политработники, воздействуя на сознание и психику бойцов в первую очередь личным примером, помогали им преодолеть возникавшие отрицательные эмоции и воспитывали качества, необходимые в наступательном бою. В ходе боевых действий в целях поддержания высокого наступательного порыва войск особое внимание уделялось обеспечению четкого взаимодействия пехоты, танков, артиллерии и авиации, своевременному снабжению войск боеприпасами, горючим и смазочными материалами, организации питания и отдыха личного состава, своевременному выносу с поля боя раненых, оказанию им первой помощи и отправке в тыл, захоронению убитых.
Исключительно большая работа по подготовке воинов к наступательным боям проводилась осенью 1943 г. в ходе битвы за Днепр. Необходимость этого в значительной степени усиливалась тем, что Днепр был крупной водной преградой, очень трудной для форсирования. Чтобы не дать противнику закрепиться на этом рубеже и создать там мощную оборону, требовалось форсировать Днепр с ходу, на подручных средствах, не дожидаясь подхода табельной переправочной техники.
Командиры и политработники разъясняли воинам, как нужно вести себя при форсировании, готовить подручные средства для переправы, используя для этой цели рыбачьи лодки, бревна, доски, деревянные и металлические бочки, набитые соломой мешки, как закрепляться на противоположном берегу, организовывать оборону и отражать контратаки противника. Особое внимание уделялось комплектованию и подготовке штурмовых десантных групп, которые первыми должны были начать переправу и вступить на правый берег.
В ходе боев за Днепр воины Красной Армии проявили массовый героизм, что в значительной степени явилось результатом умело организованной воспитательной работы. За успешное форсирование Днепра и бои на плацдармах, проявленные при этом самоотверженность и героизм 2438 солдат, сержантов и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.
Большой интерес представляют особенности организации воспитательной работы в Берлинской наступательной операции. Успех советских войск в этой операции во многом определялся тем, что она была подготовлена на основе всестороннего учета и творческого использования опыта, накопленного на протяжении всей войны, критического осмысления допущенных ранее ошибок и просчетов.
В годы Великой Отечественной войны в действующей армии был накоплен богатый арсенал разнообразных методов, форм и средств воспитания у личного состава высокого морального духа, психологической устойчивости и боевой активности. Широко использовались индивидуальное и групповое общение командиров и политработников с подчиненными, различные формы устной и наглядной агитации, радио, газеты и журналы, боевые листки, рукописные листовки-молнии с надписью: «Прочти и передай товарищу!» и др. Большое внимание уделялось пропаганде боевого опыта, популяризации подвигов личного состава, укреплению связей фронта и тыла.
Активизировалась работа по воспитанию воинов на героической истории нашего Отечества, пропаганде славных боевых традиций российского воинства, советских ВС. Эта тема заняла видное место в средствах массовой информации, произведениях писателей, поэтов, композиторов, художников. В целях укрепления морального духа войск, патриотического сознания и стремления к умножению героических дел своих предков были учреждены боевые ордена: Отечественной войны, Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского. В Красной Армии вводились традиционные для российской армии форма одежды, погоны, офицерские звания. Части и соединения, отличившиеся в боях, преобразовывались в гвардейские и удостаивались почетных наименований. По решению правительства были открыты суворовские и нахимовские училища.
Исключительно большое мобилизующее воздействие на воинов оказывало своевременное представление отличившихся в боях бойцов и командиров к правительственным наградам и вручение их перед строем личного состава. С ноября 1942 г. право награждения от имени Президиума Верховного Совета СССР бойцов и командиров, отличившихся на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, было предоставлено соответствующим военачальникам от командира полка и выше. Это позволило повысить воспитательное значение награждений, так как резко сократилось время прохождения представлений к наградам и, кроме того, упростилась процедура их вручения.
Среди многочисленных методов, форм и средств воздействия на сознание и поведение воинов в боевой обстановке особая роль принадлежала личному примеру командира, политработника, коммуниста и комсомольца. Документы военных лет, воспоминания ветеранов убедительно свидетельствуют, что они всегда были там, где решался успех боя, и единственная их привилегия состояла в том, чтобы первыми подняться в атаку и вести за собой бойцов. Вот только два примера из летописи Великой Отечественной, относящиеся к периоду обороны Севастополя, которые подтверждают сказанное выше.
7 ноября 1941 г. гитлеровцы предприняли ожесточенную атаку на позиции 18-го батальона морской пехоты в районе Верхне-Са-довое. В этом бою бессмертной славой покрыли себя краснофлотцы этого батальона Иван Красносельский, Даниил Одинцов, Юрий Паршин и Василий Цибулько во главе с политруком Николаем Фильченковым. Отважные моряки пулеметным огнем, гранатами и бутылками с зажигательной смесью отбили несколько атак врага. В неравной схватке Красносельский и Цибулько получили смертельные ранения. Когда кончились боеприпасы, политрук Фильченков обвязался гранатами и бросился под танк. Его примеру последовали Паршин и Одинцов. В этом бою моряки-черноморцы уничтожили 10 танков. Продвижение врага было остановлено, а затем он был отброшен подошедшими резервами. В эти же дни наступления войск противника на Севастополь стал широко известен подвиг защитников дзота № 11 во главе со старшиной 2-й статьи Сергеем Раенко, которые за три дня ожесточенных боев истребили сотни гитлеровцев. Моряки один за другим пали смертью храбрых, но не отступили ни на шаг. Подошедшие на выручку бойцы обнаружили в сумке от противогаза записку-завещание краснофлотца Алексея Калюжного, в которой содержались потрясающие по силе слова: «Родина моя! Земля русская! Я сын Ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце... Я умираю, но знаю, что мы победим. Моряки-черноморцы! Деритесь крепче, уничтожайте фашистских бешеных собак! Клятву воина я сдержал. Калюжный».
Абсолютное большинство тех людей, кому было поручено воспитывать воинов, являлись воплощением личной честности, отваги и стремления к победе над врагом. Не случайно в годы войны потери среди командиров, политработников, коммунистов были особенно большими. Только за шесть первых месяцев войны отдали свою жизнь за Родину 500 тыс. коммунистов. А всего за годы войны в боях с немецко-фашистскими захватчиками погибло 3 млн коммунистов, в том числе 100 тыс. кадровых политработников.
Опыт идеологической и организационно-партийной работы в годы Великой Отечественной войны — бесценное достояние. Объективный и заинтересованный специалист — курсант, слушатель, офицер-воспитатель — найдет в нем немало положительных моментов и достоинств, которые наряду с другими факторами обеспечили высокий моральный дух и психологическую устойчивость войск и способствовали достижению победы. В современных условиях этот опыт положен в основу морально-психологического обеспечения боевых действий.
* * *
Перевод народного хозяйства на военные рельсы предполагал осуществление коренных изменений структуры материального производства. Полное подчинение всей экономики задачам борьбы против гитлеровских агрессоров потребовало перераспределения материальных ресурсов в пользу военного производства, введения строгой централизации их использования. В соответствии с новыми чрезвычайными условиями была перестроена работа всех государственных и общественных учреждений.
Ценой неимоверного напряжения моральных и физических сил советский народ, труженики тыла к сентябрю 1942 г. завершили перевод народного хозяйства на военные рельсы и своим Tpyj дом обеспечили материально-техническое превосходство Красной Армии над гитлеровской военной машиной, использующей промышленный потенциал всей Европы.
В ходе войны совершенствовалась организационно-штатная структура видов ВС применительно к требованиям боевой обстановки. На завершающем этапе войны части, соединения и объединения ВС СССР были способны решать любые боевые задачи. Советский народ победил в войне в немалой степени потому, что с первых дней она стала всенародной. Сплотившись перед лицом врага, каждый гражданин СССР, от мала до велика, стремился внести свой вклад в дело освобождения страны от гитлеровских захватчиков. Эти святые чувства и заложили основу Великой Победы. Именно на волю и самоотверженность народа смогли опереться государственное и партийное руководство, что позволило мобилизовать все силы страны на отпор врагу.
- Глава I зарождение военного дела в древнем мире
- Глава II военная организация древнерусского государства IX—XIII вв.
- * * * Глава III от московского княжества к централизованному русскому
- 1. Укрепление московского княжества
- 2 .Вооруженная борьба с золотой ордой в XIV в.
- 3. Укрепление государства и войска в XV в.
- 4 Войны и военные походы до правления ивана грозного
- 5. Военные реформы ивана грозного
- 6. Войны и военные походы 2-й половины XVI в.
- 7. Преодоление смуты и упрочение русского государства в XVII в.
- Глава IV вооруженные силы и войны россии в XVIII в.
- 1. Военные реформы петра I
- 2. Войны российской империи
- Глава V войны и вооруженные силы россии в XIX в.
- 2. Военные реформы в россии в 60-70 гг. XIX в.
- Глава VI последние войны российской империи
- 1. Русско-японская война 1904-1905 гг.
- 2. Военные реформы 1905-1912 гг.
- 3. Первая мировая война 1914-1918 гг.
- Глава VII гражданская война и военная интервенция в россии (1918-1922 гг.)
- 1. Начало (октябрь 1917 г. - апрель 1918 г.)
- 2. Формирование красной армии и вооруженные силы ее противников
- 4. Расширение военной интервенции антанты против советской россии (ноябрь 1918 г. — февраль 1919 г.)
- 5. Решающие победы красной армии на фронтах гражданской воины (март 1919 г. - март 1920 г.)
- 6. Завершающий этап гражданской войны (1920-1922 гг.)
- Глава VIII. Развитие вооруженных сил ссср в межвоенный период
- 1. Строительство вооруженных сил ссср в межвоенный период
- 2. Участие советских вооруженных сил в войнах и вооруженных конфликтах
- Глава IX вторая мировая война. Причины и начало
- 1. Причины, социально-политический характер и периодизация войны
- 2. Обзор военных. Действий в первом периоде второй мировой войны
- Глава X
- 1. Нацистский план уничтожения ссср
- 2. Начало великой отечественной войны. Срыв плана «молниеносной войны»
- 3. Битва под москвой
- 4. Битва за ленинград
- 5. Сталинградская битва
- 6. Битва за кавказ
- 7. Война на тихом океане и в северной африке
- Глава XI
- 1. Начало общего наступления на советско-германском фронте.
- 2. Битва за днепр
- 3. Борьба в тылу врага
- 4. Военные действия на других театрах второй мировой войны (конец 1942-1943 г.)
- Глава XII
- 1. Освобождение правобережной украины и крыма
- 2. Общее наступление советских войск летом-осенью 1944 г.
- 3. Освобождение белоруссии
- 4. Освобождение прибалтики
- 5. Общее наступление советских войск по всему фронту.
- 6. Освобождение красной армией стран центральной и юго-восточной европы
- 7. Восточно-прусская и берлинская операции. Окончание великой отечественной войны
- 8. Военные действия на средиземноморском и западно-европейском твд
- Глава XIII.
- 1. Война ссср с японией. Разгром квантунской армии
- 2. Военно-политические итоги второй мировой войны
- Глава XIV экономика и развитие вооруженных сил ссср в ходе второй мировой войны
- 1. Экономика ссср в годы войны
- 2. Совершенствование вооруженных сил ссср
- 3. Идеологическая и организационно-партийная работа в вооруженных силах
- Глава XV военно-блоковое противостояние после второй мировой войны. Развитие вооруженных сил ссср
- 1. Образование организации североатлантического договора (нато) и других агрессивных блоков
- 2. Организация варшавского договора
- 3. Развитие вооруженных сил ссср
- Глава XVI локальные войны и вооруженные конфликты второй половины XX в.
- 1. Краткий обзор локальных войн и вооруженных конфликтов
- 2. Югославский кризис и распад югославской федерации. Вооруженные конфликты
- 3. Боевое применение вс сша и их союзников в ходе военной операции против ирака
- 4. Особенности военного искусства в локальных войнах
- Глава XVII строительство вооруженных сил российской федерации в 1992-2004 гг.
- 1. Содержание и особенности первого этапа
- 2. Второй этап строительства и реформирования вооруженных сил рф
- 3. Основные направления строительства вооруженных сил рф в начале XXI в.
- Заключение