52. Прагматический позитивизм (ххв.)
Разновидностью современного юридического позитивизма следует считать прагматический позитивизм в праве (американская и скандинавская школы «реального права»). Если аналитическая юриспруденция с ее формализмом и догматизмом получила прозвище «юриспруденция понятий» (Р. Иеринг), то реальную школу в правоведении можно по аналогии назвать «юриспруденцией выработки и принятия решений».
Реалисты в правоведении были восприняты настоящими возмутителями академического спокойствия, когда во всеоружии методов современной психологии и социологии стали фиксировать внимание на том, что суды и представители юридической профессии делают в действительности. Наиболее известной в этом плане стала книга Джерома Фрэнка «Право и современный разум»(1930), которая, по отзыву члена Верховного суда США Ф. Франкфуртера, не столько дала прибавку к существующему фонду научных знаний, сколько призвала к радикальному пересмотру того, что в наше время предстает пред нами как знание или как истина.
Книга, в частности, понуждала пересмотреть сложившиеся представления о праве, поскольку Д. Фрэнк бросил вызов так называемым конвенциональным суждениям (условным суждениям, юридическим фикциям) и поставил под сомнение то, «как мы думаем и что мы думаем о праве». При этом автор опирался на опыт и суждения юристов-практиков. Так, он нашел себе союзника в лице судьи и теоретика права О. Холмса, который утверждал: «Общие пропозиции (предположения) не решают конкретных случаев».
Говоря об особенностях нового правопонимания, Фрэнк акцентировал внимание на том, что право предстоит в своей реальности в виде специального судебного решения (в виде реального делания, а не говорения только). Это решение лишь в малой степени возможно предсказать или унифицировать; это решение представляет собой также некий процесс, с помощью которого такое решение вырабатывается; существенным для нового подхода к праву явилось обсуждение вопроса о той мере, в какой судебный процесс может и должен применяться в интересах обеспечения справедливости по отношению к согражданам.
В предисловии к 6-му изданию работы (1949) Фрэнк провозгласил этот набор позиций в истолковании права не лишенным недостатков вследствие того, что речь сводится фактически к обсуждению «актуальности прошлых решений». Другим «очевидным промахом» Фрэнк посчитал словосочетание «правовой реализм», которое было использовано для описания работы суда (намерение было взглянуть на работу суда глазами не юриста-жреца, а юриста-«реалиста», юриста-«экспериментатора» и т. д.).
Реалисты подверглись резкой критике всеми разновидностями школ традиционного подхода – правыми и левыми, которые увидели самое уязвимое место в концепции реалистов в их пренебрежении к моменту нормативной определенности в праве. В ответ Фрэнк возражал, утверждая, что в значительной своей пропорции судебные решения все же являются непредсказуемыми до того момента, пока судебное дело не принимается к производству или пока оно не начинается слушаться в судебном заседании.
В работе Фрэнка нет специальных упоминаний о естественном праве, но есть общее высказывание о его актуальности. «Я не понимаю, как любой добропорядочной человек сегодня может отказаться принять за основу современной цивилизации те фундаментальные принципы естественного права, которые относятся к человеческому поведению и которые были провозглашены Фомой Аквинским. Среди них– первичность стремления к общему благу, непричинение вреда другим, воздаяние каждому своего и вторичность таких принципов, как „не убий“, „не укради“, „возвращай врученное тебе по доверию“.
- 2.Особенностиизучения курса иппу в системе других юридических наук.
- 3.Возникновение пол.-правов.Идей
- 4. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- 5. Общая характеристика политических и правовых учений древней греции
- 6. Политико-правовая мысль раннего периода.
- 8. Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- 9. Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 10.Политико-правовая мысль периода эллинизма IV–II вв. До н.Э
- 11. Общая характеристика политических и правовых учений в древнем риме
- 12. Основные черты политико-правовой мысли западно-европейского средневекового общества
- 13. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
- 14. Проблемы государства и политики арабского востока
- 15. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- 16. Ппу ересей
- 17. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве
- 18. Политические и правовые идеи реформации
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 19. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 20.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 21. Политические идеи тираноборцев
- 22. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 2. Т. Кампанелла. Собственность. Организация труда и распределение. Политическая система. Пути достижения идеала.
- 24. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
- 25. Основные направления английской политической и правовой мысли в XVII в
- 26.Политическое и правовое учение Спинозы
- 27. Концепция "естественного права и общественного договора"
- 28. Основание классового компромисса 1688 в учении Джона Локка
- 29. Политические и правовые идеи европейского просвещения
- 30. Политико-правовая программа Вольтера
- 31. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- 32. Политико-правовое учение руссо
- 33. Политико-правовые учения якобинцев
- 1. Феодальная монархия.
- 2. Конституционная республика.
- 34. Политико-правовая идеология французского социализма
- 35. Политико-правовые идеи т. Пейна
- 36. Политические взгляды т. Джефферсона
- 37. Политико-правовые взгляды а. Гамильтона
- 38. Политические идеи дж. Адамса
- 39. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона
- 40. Учение и. Канта о государстве и праве
- 41. Учение Гегеля о государстве и праве
- 42. Историческая школа права
- 44. Французский либерализм
- 45. Английский либерализм
- 46. Консерватизм первой половины 19 в.
- 47. Социализм и коммунизм первой половины 19в.
- 48. Формирование юридического позитивизма (Дж. Остин)
- 52. Прагматический позитивизм (ххв.)
- 53. Социологические концепции государства и права
- 55. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
- 57. Возрожденное естественное право
- 64. Социологическая юриспруденция (Эрлих и Паунд)
- 65.Нормативизм Кельзена.
- 67. Политико-правовые идеи в «слове о законе и благодати»
- 68. Политическая программа владимира мономаха
- 69. Политико-правовые воззрения даниила заточника
- 70. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян
- 72. Политическая программа и.С. Пересветова
- 73. Политическая дискуссия ивана грозного
- 74. Политическое учение ивана тимофеева
- 75. Политико-правовая идеология абсолютизма
- 76. Политико-правовая идеология феодальной аристократии(Татищев, Щербатов)
- 77. Идеология купечества (и. Посошков)
- 78.Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма (Козельский, Десницкий)
- 79. Политико-правовое учение а.Н. Радищева
- 80. Политические идеи н.М. Карамзина
- 81. Политико-правовые взгляды м.М. Сперанского
- 82. Политические программы декабристов
- 83. Политические идеи п.Я. Чаадаева
- 84. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 85. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 87. Радикальные политико-правовые взгляды в россии конца XIX – начала XX в
- 89. Политико-правовые взгляды российских консерваторов конца XIX – начала XX в
- 90. Политико-правовые взгляды в.С. Соловьева
- 91. Большевистская политико-правовая идеология