logo
ИППУ 2(2)

2. Т. Кампанелла. Собственность. Организация труда и распределение. Политическая система. Пути достижения идеала.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.). Идеи утопического социализма получили дальнейшее развитие в произведениях Томаззо Кампанелла.Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанцев в Калабрии (южная Италия). После заговора не был казнен, так как была еще одна статья - ересь, а это было подсудно церковному суду. В тюрьме провел 27 лет. Хороший астроном, с ним даже советовался римский папа.

В 1602 г. написал "Город Солнца". В нем рассказывается о городе Солнца, который находиться где-то на экваторе.

Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями. Город Солнца - один большой город, основанный на общественной собственности.

Отношение к семье

Общность жен, а поэтому производственная ячейка - не семья, а мастерская (бригада). Все сверстники - братья, кто старше на 22 года - отцы, кто младше - дети.

Город основан на технократии

Существует иерархия должностных лиц в соответствии со степенью знания. Ученые и лица, сведующие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц.

Во главе города стоит верховный правитель - "Солнце" ("Метафизик"), самый умный на посту, пока не найдется более умный.

У него три помощника (соправителя): "Сила" (Пон) - ведает военными делами; "Мудрость" (Син) - ведает развитием науки; "Любовь" (Мор) - воспитание, сельское хозяйство. Они не перед кем не ответственны. Все должности пожизненны.

Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведующие узкими специализациями.

Должностные лица: Верховный кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель и т.д. Совещаются 1 раз в 8 дней. Это и есть технократия, то есть правление "знающих".

Роль народа: каждые 2 недели созывается Большой Совет, где присутствуют, достигшие двадцатилетнего возраста. Каждому предоставлено право высказываться о недостатках в государства. Обсуждаются все важные вопросы жизни государства. Обсуждаются кандидатуры должностных лиц, могут сместить любое должностное лицо.

Право

Законы немногочисленны, кратки и ясны. Тексты законов вырезаны на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Процесс гласный, устный, быстрый. Для доказательства небходимо 5 свидетелей (т.к. ходят и работают отрядом). Пытки недопустимы. Тюрем нет. Все по отдельности подсудны своей мастерской. Главный мастер может установить наказание: изгнание, нахождение без женщины, бичевание. Смягчить наказание могут три соправителя.

Идея казарменности

Все одеты одинаково, одежду меняют 4 раза в год. Ходят на работу и в столовую строем. Дома, квартиры - общие. Пища - одинаковая.

Рабочий день составляет 4 часа, в остальное время занимаются искусством, литературой.

Золото - это просто материал для посуды.

Рабства вообще нет.

Вывод: Произведения Т. Мора и Т. Кампанеллы не только первые произведения социалистической литературы нового времени, но и важная веха в истории политических и правовых учений, политические трактаты, выражающие отношение к основанному на частной собственности государству и праву, представления об основных чертах и задачах будущего государства. Они содержат принципиально новое для своего времени решение ряда проблем политико-правовой теории, противостоящие тогда же возникающей буржуазной идеологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из определяющих в средневековых политико-правовых теориях был вопрос о природе власти - божественной или земной. В ранний период политико-правовые учения рассматривались, как правило, с позиции господствующего христианского мировоззрения; государство признавалось божественным установлением, а власть монарха - божественной властью. В эпоху Возрождения политико-правовые представления освободились от "религиозной опеки", были созданы проекты организации светского, единого, национального государства.Плодотворный политико-правовой опыт и знания двенадцати веков, отличающиеся многообразием, получили развитие в Новое время.