22. Учение Жана Бодена о государстве и праве
Жан Боден (1530-1596 гг.) - идеолог абсолютизма. Деятельность Ж. Бодена проходила на фоне трагических событий в истории Франции, связанных с кризисом абсолютизма. Религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами), занявшие всю вторую половину XVI в. и отразившие по сути ожесточенную политическую распрю, обескровили Францию. Государству грозила военная интервенция.
Юрист по образованию, Баден был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, а затем королевским прокурором в Лионе. Он занимал компромиссную позицию между католиками и гугенотами, отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира и правопорядка с помощью сильной королевской власти. Свои принципы рассмотрения политико-правовых проблем Баден впервые изложил в сочинении "Метод легкого изучения истории" (1566 г.). Он приступил к изучению государства и политики на основе обобщения фактов, с учетом национальных систем положительного права.
Государство, по Бодену, возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием естественной среды (климат, почва и т.д.), их развитие отображает наука история. Поэтому история различных народов является лучшим внедрением в политику.
Представления о государстве и праве были систематически изложены Баденом в сочинении из 6 книг "О Республике" (De la Republigue) 1576 г. Баден подробно исследовал сущность и устройство государства, представлял главным его признаком верховную власть.
Государство определяется как "правовое управление несколькими семействами и тем, что у них общее, по суверенной власти". Это определение разбирается по частям:
1. Государство есть правовое управление, то есть что оно действует сообразно со справедливостью и с естественным законом. Этим оно отличается от шайки разбойников.
2. Семейство. Затем Баден переходит к другой части своего определения - к семейству. Есть правовое управление несколькими лицами и тем, что им принадлежит, под властью отца семейства. Семью Боден называет основанием государства. От прочности семей в конечном счете зависит и устойчивость самого государства. В семье выделяется три вида власти: супружеская, родительская и господская.
Супружеская составляет основу всякого человеческого общества, но жена не должна низводиться до уровня рабыни.
Отцовская власть - главный столб государства. Требует предоставить отцу право жизни и смерти над своим потомством. Таковы формы семейной власти. Но глава семейства, вступая в государство, подчиняется чужой воли: из господина он становиться подданным. Это превращение совершается насильственным путем, посредством покорения одних другими. Когда между людьми возникли войны, более сильные победили слабых и сделали их господами. Так основались государства. И разум, и история показывают, что они произошли от насилия, а не от добровольного соглашения людей.
Критика института рабства. Рабство несправедливо, но оно и бесполезно, вредно, так, как раб не стремиться трудиться лучше. Рабство надо отменить, но постепенно, чтобы не было взрыва.
Суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен. Постоянство государственного суверенитета означает, что ему власть предоставляется на неопределенный срок; тогда только она принадлежит не тому, кто ее передал, а тому, кто ее получил. Диктатор в Риме в период республики имел временные полномочия и потому не являлся сувереном.
Абсолютность власти состоит в том, что облеченное ей лицо может по своей воли издавать и изменять законы. Суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников, он не связан волей других субъектов политического сообщества народа, церкви, сословных корпораций, империи, других государств (но, невправе отступить и должен подчиняться Божественному и естественному закону). Его власть неограниченна никакими условиями. Боден делает одно лишь изъятие из этого правила.
Частная собственность основана на законах Бога, природы и общечеловеческих законах. Следовательно, суверен не может произвольно облагать людей налогами без их согласия: "ибо никто не имеет право брать чужое достояние без воли владельца".
Единство и неделимость суверенитет Баден связывает с принадлежностью власти только одному себе, лицу или органу. Непрерывность и безусловность суверенитета - может передать власть кому захочет.
Признаки суверенитета:
* · право издавать закон;
* · право войны и мира;
* назначение высших сановников;
* правосудие в последней инстанции;
* право помилования;
* чеканка монет;
* определение меры весов;
* взимание налогов и податей;
В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, Баден выделяет 3 формы государства.
Демократия- государство, в котором "все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми"
При аристократии"меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности".
В монархииверховная власть принадлежит одному.
Стабильность различных форм государства Баден связывает с поощрением людей среднего достатка с помощью законов против ростовщиков, законов о наследстве, чтобы недопустить чрезмерного обнищания народа и концентрации богатств в других руках. Важно также не допустить раскола общества по религиозным вопросам путем защиты свободы вероисповедания государством. Целесообразность и прочность каждой формой правления зависит от исторических и природных особенностей стран и народов.
Затем Баден рассуждает о преимуществах того или иного образа правления. Демократия и аристократию он отвергает, как неустойчивые формы. Симпатии Бадена на стороне наследственной монархии как формы, которая способна в условиях смуты навести порядок, сплотить страну.
Монархия прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости (то есть он ее не делит ни с кем: ни с аристократами, ни с народами). Монархия законная или королевская - это государство, в котором подданные пользуются личной свободой и собственностью, повинуясь законам монарха. Монарх - законам Божественным и естественным.
Баден ограничивал суверена от скатывания абсолютной власти к произволу "божественным", "естественным" и "человеческим" законами, общими для всех народов. Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью, не должно противоречить этому праву. Таким образом, право частной собственности, право на индивидуальную семью, частную семейную жизнь является незыблемым требованием. Тем самым Баден отстаивает интересы восходящего "третьего сословия".
Даже Баден ставит традиционный вопрос: можно ли убить тирана ? Да, если нельзя привлечь к суду. Можно ли убить законного князя? Подданный не обязан повиноваться князю в том, что противоречит закону Божему или естественному, но он должен бежать, скрываться, терпеть смерть, но не посягать на его жизнь и честь.
Лучшей формой государства для Франции провозглашалась королевская монархия. Верховная власть (суверенитет) в ней целиком принадлежала монарху, а управление страной (порядок назначения на должность) сложное, то есть сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначал только знатных) и демократический (некоторые должности доступны всем).
Баден высоко оценивал деятельность Генеральных Штатов как органа, представляющего интересы духовенства, дворянства и третьего сословия, сдерживающего стремление верховной власти к произволу. Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Баден ставит вопрос о сложных государствах. Он различает два вида государственных соединения.
Федерации - суверенитет принадлежит только союзу в целом, а не отдельным частям (пример: Священная Римская Империя германской нации).
Конфедерация - каждый из членов, которой сохраняет суверенитет (Швейцарская конфедерация).
Вывод: главное положение теории Бадена сводиться к идее государственного суверенитета - абсолютной и постоянной власти государства, не связанной законами. Провозглашенный суверенитет противостоит феодальной раздробленности и религиозной смуты.
23. Т. Мор. Собственность. Организация труда и распределение. Политическая система. Пути достижения идеала.Томас Мор (1478-1535 гг.) вошел у историю как родоначальник утопического социализма нового времени. Родился в 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, закончил Оксфордский университет. В 18 лет поселился в монастыре, но обета не принял, женился и занялся адвокатской практикой. На этом поприще быстро добился успеха и признания лондонского купечества, был избран в парламент. В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII и пользуется его расположением. Мор не одобрил это решение. В 1532 г. он сложил с себя полномочия лорда-канцлера и в июне 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене.
"Утопия" писалась в эпоху великих географических открытий, когда путешествия, новые земли были у всех на уме. Написана в форме диалога с Рафаилом Гитлодея, который обнаружил неведомый остров Утопия. Названия и имена собственные в произведении Мора в переводе с греческого звучат иронично ("Утопия" - место, которого нет, а имя "Гитлодей" означает пустомеля).
Книга делится на две части:
В первой части Гитлодей критикует современное общество, анализирует порядки, существующие в Англии. Начался процесс "огораживания", превращающий крестьян в бродяг (Генрих VIII повесил около 3% населения Англии за бродяжничество). Английское законодательство было кровавым, за любое воровство - виселица. Дается анализ и критика социальных причин преступности.
Корень социальной несправедливости Мор видел в частной собственности. Частная собственность разлагает общество, создает много ненужных профессий (ростовщик и т.д.), а рабочие нищенствуют.
Современное государство Т. Мор рассматривает как заговор богатых, они хотят обеспечить за собой неограниченное право собственности, а затем за возможно низкую цену заставить людей работать на себя.
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова. Утопия - остров, находящийся около берегов Америки. Он имеет вид полумесяца, концы которого сближаются, образуя обширную гавань, удобную для отношений с другими государствами.
Устройство и управление Утопии
"Утопия" - своеобразная федерация из 54 городов (в Англии в это время также было 54 города).
Для общих дел от каждого города посылаются по три депутата в Утопический Сенат. Он решает вопросы: перераспределения продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и т.д.
Устройство и управление каждого из городов одинаково: в городе 6 000 семей; от 10 до 16 взрослых. Управление городов основано на выборных началах. Каждые 30 семей избирают на год филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх (из числа ученых). Протофилархи города образуют сенат, возглавляемый князем. Князь избирается филархами из 4 кандидатов, предложенных народом.
Если у одного есть в чем-то недостаток, то он берет у другого без всякого вознаграждения.
Установив общее имущество, в семье утопийцы не допускают, однако, общих жен, т.е. семья моногамна (одна жена), царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи наказываются. Развод разрешается с согласия обоих супругов и с разрешения сената.
О праве
Законов мало. В законах разбирается каждый.
На острове Утопия нет частной собственности, отменены деньги, сделки между частными лицами, царит полное имущественное равенство, всякое проявление роскоши запрещено, поэтому споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны.
Проблема наказания
Преступников не казнят, а присуждают к общественным работам (идея о том, что наказание должно воспитывать). Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в рабство. Рабство - не пожизненное и не наследственное. Рабами становятся также осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабов заковывали в золотые цепи (чтобы воспитать презрение к золоту) и выполняют неприятные работы (убой и свежевание скота).
О войне
Утопийцы гнушаются войны, стараются со всеми жить мирно, не заключая союзов, которые они считают лишними и подающими повод к обману.
Вывод: Утопия Т. Мора - это мыслительный эксперимент, как бы выглядело общество, если бы не было частной собственности. Утописты ХVIII века отойдут от этого, будут уже искать философские принципы построения нового общества.
- 2.Особенностиизучения курса иппу в системе других юридических наук.
- 3.Возникновение пол.-правов.Идей
- 4. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- 5. Общая характеристика политических и правовых учений древней греции
- 6. Политико-правовая мысль раннего периода.
- 8. Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- 9. Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 10.Политико-правовая мысль периода эллинизма IV–II вв. До н.Э
- 11. Общая характеристика политических и правовых учений в древнем риме
- 12. Основные черты политико-правовой мысли западно-европейского средневекового общества
- 13. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
- 14. Проблемы государства и политики арабского востока
- 15. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- 16. Ппу ересей
- 17. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве
- 18. Политические и правовые идеи реформации
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 19. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 20.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 21. Политические идеи тираноборцев
- 22. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 2. Т. Кампанелла. Собственность. Организация труда и распределение. Политическая система. Пути достижения идеала.
- 24. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
- 25. Основные направления английской политической и правовой мысли в XVII в
- 26.Политическое и правовое учение Спинозы
- 27. Концепция "естественного права и общественного договора"
- 28. Основание классового компромисса 1688 в учении Джона Локка
- 29. Политические и правовые идеи европейского просвещения
- 30. Политико-правовая программа Вольтера
- 31. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- 32. Политико-правовое учение руссо
- 33. Политико-правовые учения якобинцев
- 1. Феодальная монархия.
- 2. Конституционная республика.
- 34. Политико-правовая идеология французского социализма
- 35. Политико-правовые идеи т. Пейна
- 36. Политические взгляды т. Джефферсона
- 37. Политико-правовые взгляды а. Гамильтона
- 38. Политические идеи дж. Адамса
- 39. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона
- 40. Учение и. Канта о государстве и праве
- 41. Учение Гегеля о государстве и праве
- 42. Историческая школа права
- 44. Французский либерализм
- 45. Английский либерализм
- 46. Консерватизм первой половины 19 в.
- 47. Социализм и коммунизм первой половины 19в.
- 48. Формирование юридического позитивизма (Дж. Остин)
- 52. Прагматический позитивизм (ххв.)
- 53. Социологические концепции государства и права
- 55. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
- 57. Возрожденное естественное право
- 64. Социологическая юриспруденция (Эрлих и Паунд)
- 65.Нормативизм Кельзена.
- 67. Политико-правовые идеи в «слове о законе и благодати»
- 68. Политическая программа владимира мономаха
- 69. Политико-правовые воззрения даниила заточника
- 70. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян
- 72. Политическая программа и.С. Пересветова
- 73. Политическая дискуссия ивана грозного
- 74. Политическое учение ивана тимофеева
- 75. Политико-правовая идеология абсолютизма
- 76. Политико-правовая идеология феодальной аристократии(Татищев, Щербатов)
- 77. Идеология купечества (и. Посошков)
- 78.Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма (Козельский, Десницкий)
- 79. Политико-правовое учение а.Н. Радищева
- 80. Политические идеи н.М. Карамзина
- 81. Политико-правовые взгляды м.М. Сперанского
- 82. Политические программы декабристов
- 83. Политические идеи п.Я. Чаадаева
- 84. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 85. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 87. Радикальные политико-правовые взгляды в россии конца XIX – начала XX в
- 89. Политико-правовые взгляды российских консерваторов конца XIX – начала XX в
- 90. Политико-правовые взгляды в.С. Соловьева
- 91. Большевистская политико-правовая идеология