36. Политические взгляды т. Джефферсона
Томас Джефферсон (1743–1826), подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности. Самое крупное свое произведение он посвятил истории и государственному устройству своего родного штата Виргиния («Заметки о штате Виргиния», 1785), самое известное его произведение –Декларация независимости США (1776). По происхождению он сын провинциального плантатора. Он успешно прошел многие ступени политической карьеры от практикующего юриста и милицейского чиновника графства до губернатора штата, а затем и президента страны. В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов.
Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия – он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы (1777), президентом американского философского общества, опекуном университета, построенного в штате Виргиния по его собственному архитектурному проекту. Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права человека, как право народа на самоуправление.
Уже в первой своей значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки»(1774), опубликованной в виде анонимной брошюрыкак обращение к английскому королю, молодой философ и публицист обосновывал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы». Характерно, что обращение к королю за содействием писалось «языком правды» и было «лишено выражений раболепия». Существенно также и то, что сам король характеризовался «не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа».
В «Заметках о штате Виргиния» Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя».Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений. Вместе с тем Джефферсон убежден, что в скором времени «коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и распространится на основную массу нашего народа; когда правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Человеческая природа одинакова на обоих берегах Атлантического океана и останется одинаковой под влиянием одних и тех же обстоятельств. Настало время остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами».
Защищая право на свободу вероисповедания, Джефферсон относил это право к разряду естественных прав и потому непереуступаемых никакому правительству.
Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни – организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам).Полемизируя с Юмом относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.
В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления государством, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.
- 2.Особенностиизучения курса иппу в системе других юридических наук.
- 3.Возникновение пол.-правов.Идей
- 4. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- 5. Общая характеристика политических и правовых учений древней греции
- 6. Политико-правовая мысль раннего периода.
- 8. Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- 9. Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 10.Политико-правовая мысль периода эллинизма IV–II вв. До н.Э
- 11. Общая характеристика политических и правовых учений в древнем риме
- 12. Основные черты политико-правовой мысли западно-европейского средневекового общества
- 13. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
- 14. Проблемы государства и политики арабского востока
- 15. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- 16. Ппу ересей
- 17. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве
- 18. Политические и правовые идеи реформации
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 19. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 20.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 21. Политические идеи тираноборцев
- 22. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 2. Т. Кампанелла. Собственность. Организация труда и распределение. Политическая система. Пути достижения идеала.
- 24. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
- 25. Основные направления английской политической и правовой мысли в XVII в
- 26.Политическое и правовое учение Спинозы
- 27. Концепция "естественного права и общественного договора"
- 28. Основание классового компромисса 1688 в учении Джона Локка
- 29. Политические и правовые идеи европейского просвещения
- 30. Политико-правовая программа Вольтера
- 31. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- 32. Политико-правовое учение руссо
- 33. Политико-правовые учения якобинцев
- 1. Феодальная монархия.
- 2. Конституционная республика.
- 34. Политико-правовая идеология французского социализма
- 35. Политико-правовые идеи т. Пейна
- 36. Политические взгляды т. Джефферсона
- 37. Политико-правовые взгляды а. Гамильтона
- 38. Политические идеи дж. Адамса
- 39. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона
- 40. Учение и. Канта о государстве и праве
- 41. Учение Гегеля о государстве и праве
- 42. Историческая школа права
- 44. Французский либерализм
- 45. Английский либерализм
- 46. Консерватизм первой половины 19 в.
- 47. Социализм и коммунизм первой половины 19в.
- 48. Формирование юридического позитивизма (Дж. Остин)
- 52. Прагматический позитивизм (ххв.)
- 53. Социологические концепции государства и права
- 55. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
- 57. Возрожденное естественное право
- 64. Социологическая юриспруденция (Эрлих и Паунд)
- 65.Нормативизм Кельзена.
- 67. Политико-правовые идеи в «слове о законе и благодати»
- 68. Политическая программа владимира мономаха
- 69. Политико-правовые воззрения даниила заточника
- 70. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян
- 72. Политическая программа и.С. Пересветова
- 73. Политическая дискуссия ивана грозного
- 74. Политическое учение ивана тимофеева
- 75. Политико-правовая идеология абсолютизма
- 76. Политико-правовая идеология феодальной аристократии(Татищев, Щербатов)
- 77. Идеология купечества (и. Посошков)
- 78.Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма (Козельский, Десницкий)
- 79. Политико-правовое учение а.Н. Радищева
- 80. Политические идеи н.М. Карамзина
- 81. Политико-правовые взгляды м.М. Сперанского
- 82. Политические программы декабристов
- 83. Политические идеи п.Я. Чаадаева
- 84. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 85. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 87. Радикальные политико-правовые взгляды в россии конца XIX – начала XX в
- 89. Политико-правовые взгляды российских консерваторов конца XIX – начала XX в
- 90. Политико-правовые взгляды в.С. Соловьева
- 91. Большевистская политико-правовая идеология