9. Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
Аристотель родился в 384 г до н.э. в городе Стагире. Отец его был врачом и долгое время служил при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г до н.э. Аристотель прибывает в Афины и 20 лет проводит в платоновской Академии, сначала как ученик, потом как преподаватель. После смерти Платона он покидает Академию и живет в ряде городов Греции. В 342 -340 гг до н.э. при дворе македонского царя Филиппа II Аристотель занимается воспитанием его сына Александра, будущего завоевателя. В 335 г до н.э. он возвращается в Афины и создает свою школу ликей (лицей). В 323 г до н.э. после смерти Александра его учитель оказывается в немилости у своих сограждан и вынужден был покинуть Афины, а через несколько месяцев умирает в своем добровольном изгнании.
Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах "Политика", "Этика", а также в "Афинская полития". Со своими учениками он описал и сопоставил более 150 конституций и проектов.
Политика определяется как наука о высшем благе человека и государства. Цель политики - счастье, благосостояние человека и государства.
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Цель государства - благо людей.
Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующие определение: "Государство - это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни". Аристотель вкладывает в данное определение конкретное содержание. Под людьми подразумеваются только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он не считал за людей. Рабовладение представлялось естественным и неизбежным. Рабство установлено для пользы как господина, так и раба, это разумное сочетание ума и физической силы. Аристотель призывал порабощать варваров силой.
Защита частной собственности не мешает Аристотелю осуждать корысть и чрезмерное обогащение. Он выделяет две формы накопления богатства: своим трудом через производство, создание материальных ценностей, вторая - посредством торговли, спекуляции и ростовщичества. (Это эгоистическое обогащение).
К правильным формам государственного правления Аристотель относил монархию, аристократию и политию; к неправильным, извращающим смысл и назначение первых, - тиранию, олигархию и демократию.
Монархия связана с правлением одного, имеющего в виду общее благо; тирания - это правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Аристократия - правление немногих, лучших граждан, осуществляемое в интересах всех членов общества; Олигархия - правление немногих, как правило богатых граждан, преследующих свои корыстные цели. Полития - власть многих, в основном представителей среднего слоя, в интересах достижения общего блага; Демократия - правление многих неимущих граждан, заботящихся о собственной выгоде.
Политические симпатии Аристотеля на стороне политии, смешанной форме государства, возникающей из сочетания демократии и олигархии. Социальной опорой в Политии выступает собственник земли. Гражданами признаются только лица со средним достатком. Свободные граждане идеального государства не занимаются физическим трудом (земледелие, ремесло, торговля). Их удел воинские и управленческие занятия. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов.
Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан умеренное, чтобы знали друг друга. Наилучшие условия для идеального государства создает умеренный климат Эллады.
С пониманием государства тесно связаны представления Аристотеля о ПРАВЕ.
ПРАВО - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Важнейший признак закона - его принудительная сила. Право, по Аристотелю, тождественно справедливости. Цель права, как и государства, общее благо, а оно, конечно, ассоциируется со справедливостью.
Аристотель - сторонник стабильности права. С его точки зрения, закон может быть справедливым и несправедливым. Тем не менее, даже несправедливый закон имеет обязательную силу - иначе в обществе не будет порядка.
Вывод: советы Аристотеля не остановили вырождения греческой государственности. Но вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследования, обобщил огромный материал. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор.
- 2.Особенностиизучения курса иппу в системе других юридических наук.
- 3.Возникновение пол.-правов.Идей
- 4. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- 5. Общая характеристика политических и правовых учений древней греции
- 6. Политико-правовая мысль раннего периода.
- 8. Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- 9. Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 10.Политико-правовая мысль периода эллинизма IV–II вв. До н.Э
- 11. Общая характеристика политических и правовых учений в древнем риме
- 12. Основные черты политико-правовой мысли западно-европейского средневекового общества
- 13. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
- 14. Проблемы государства и политики арабского востока
- 15. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- 16. Ппу ересей
- 17. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве
- 18. Политические и правовые идеи реформации
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 19. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 20.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 21. Политические идеи тираноборцев
- 22. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 2. Т. Кампанелла. Собственность. Организация труда и распределение. Политическая система. Пути достижения идеала.
- 24. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
- 25. Основные направления английской политической и правовой мысли в XVII в
- 26.Политическое и правовое учение Спинозы
- 27. Концепция "естественного права и общественного договора"
- 28. Основание классового компромисса 1688 в учении Джона Локка
- 29. Политические и правовые идеи европейского просвещения
- 30. Политико-правовая программа Вольтера
- 31. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- 32. Политико-правовое учение руссо
- 33. Политико-правовые учения якобинцев
- 1. Феодальная монархия.
- 2. Конституционная республика.
- 34. Политико-правовая идеология французского социализма
- 35. Политико-правовые идеи т. Пейна
- 36. Политические взгляды т. Джефферсона
- 37. Политико-правовые взгляды а. Гамильтона
- 38. Политические идеи дж. Адамса
- 39. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона
- 40. Учение и. Канта о государстве и праве
- 41. Учение Гегеля о государстве и праве
- 42. Историческая школа права
- 44. Французский либерализм
- 45. Английский либерализм
- 46. Консерватизм первой половины 19 в.
- 47. Социализм и коммунизм первой половины 19в.
- 48. Формирование юридического позитивизма (Дж. Остин)
- 52. Прагматический позитивизм (ххв.)
- 53. Социологические концепции государства и права
- 55. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
- 57. Возрожденное естественное право
- 64. Социологическая юриспруденция (Эрлих и Паунд)
- 65.Нормативизм Кельзена.
- 67. Политико-правовые идеи в «слове о законе и благодати»
- 68. Политическая программа владимира мономаха
- 69. Политико-правовые воззрения даниила заточника
- 70. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян
- 72. Политическая программа и.С. Пересветова
- 73. Политическая дискуссия ивана грозного
- 74. Политическое учение ивана тимофеева
- 75. Политико-правовая идеология абсолютизма
- 76. Политико-правовая идеология феодальной аристократии(Татищев, Щербатов)
- 77. Идеология купечества (и. Посошков)
- 78.Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма (Козельский, Десницкий)
- 79. Политико-правовое учение а.Н. Радищева
- 80. Политические идеи н.М. Карамзина
- 81. Политико-правовые взгляды м.М. Сперанского
- 82. Политические программы декабристов
- 83. Политические идеи п.Я. Чаадаева
- 84. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 85. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 87. Радикальные политико-правовые взгляды в россии конца XIX – начала XX в
- 89. Политико-правовые взгляды российских консерваторов конца XIX – начала XX в
- 90. Политико-правовые взгляды в.С. Соловьева
- 91. Большевистская политико-правовая идеология