80. Политические идеи н.М. Карамзина
Начало творческого пути Н. М. Карамзина (17661826) связано с литературным поприщем. Он принимал активное участие в издательской деятельности, а также заявил о себе как писатель и родоначальник нового направления в литературе– сентиментализма.
В 1803 г. Карамзин расстается с издательством и сосредоточивает свое внимание на создании «Истории государства Российского». Свою политическую концепцию Карамзин высказывал еще в издаваемом им«Вестнике Европы», который был практическипервым политическим журналомвРоссии, где наряду с публикациями политических сочинений античных, французских, английских авторов Карамзин излагал и свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и т. д.
Но последовательную и подробную разработку его политическая концепция получила именно в «Истории государства Российского», а конкретизацию – в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленной на имя царяАлександра I в 1811г. Главной темой «Записки» былоисследование форм правления,наиболее пригодных для России. На примере анализа правления Ивана IV Карамзин подверг аргументированнойкритике тиранию.
В своих рассуждениях о форме правления Карамзин неоднократно подчеркивал, что в душе он республиканец,добавляя при этом, что вполне возможно оставаться республиканцем и при монархии. Само понятие республики как организации государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества.
Идеалом Н.М. Карамзина был сильный монарх(не обязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Предпочтение к монархическому образу правления у Карамзина мотивируется также и географическими факторами. Историк полагал, что обширность территории России, численность ее народонаселения и былое историческое величиепредопределили ее к монархии.
Много внимания в «Записке» уделено критике государственного аппарата, его некомпетентности, взяточничеству чиновников всех рангов, полной безответственности. Перестройку этого звена государственного управления он видит не в создании новых учреждений, а в подготовке грамотных, специально обученных кадров. Чиновников при расстановке их в должностях следует правильно организовать, т. е. распределить по чинам в соответствии со знаниями и способностями и всемерно поощрять к выполнению их служебного долга системой наград и наказаний.
Главное же начало хорошего управлениясостоит в ослаблении прерогатив центральной власти ирасширении полномочий власти на местах, ибо только местной власти известно истинное положение дел в провинции.
Карамзин уделил внимание и сословной организации общества, в структуре которого он выделял:
духовенство,
дворянство,
купечество,
крестьянство и прочий народ.
Дворянство он рассматривал как сословие, пользующееся особыми привилегиями, обеспеченное уважением и достатком. Дворяне должны занимать высокие посты в армии и на государственной службе, но тем не менее нельзя «заграждать пути» к чинам и званиям низким сословиям, если они обладают способностями и имеют «превосходные знания».
Духовенство – «учительное сословие», оно должно обладать высоким нравственным потенциалом и образовательным уровнем. Его следует хорошо обучать в специальных заведениях и достаточно обеспечивать.
Облегчение участи крестьян Карамзин ожидает не от отмены крепостного права, а от установления над крестьянами «благоразумной власти помещика»: введения умеренного оброка, законного определения размеров барщины, хорошего личного обращения и т. д.
- 2.Особенностиизучения курса иппу в системе других юридических наук.
- 3.Возникновение пол.-правов.Идей
- 4. Политические и правовые учения Древнего Востока.
- 5. Общая характеристика политических и правовых учений древней греции
- 6. Политико-правовая мысль раннего периода.
- 8. Платон (427 - 347 гг. До н.Э.)
- 9. Аристотель (384 -322 гг до н.Э.)
- 10.Политико-правовая мысль периода эллинизма IV–II вв. До н.Э
- 11. Общая характеристика политических и правовых учений в древнем риме
- 12. Основные черты политико-правовой мысли западно-европейского средневекового общества
- 13. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
- 14. Проблемы государства и политики арабского востока
- 15. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- 16. Ппу ересей
- 17. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве
- 18. Политические и правовые идеи реформации
- 1.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 19. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
- 20.Учение н. Маккиавели о государстве и политике
- 21. Политические идеи тираноборцев
- 22. Учение Жана Бодена о государстве и праве
- 2. Т. Кампанелла. Собственность. Организация труда и распределение. Политическая система. Пути достижения идеала.
- 24. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
- 25. Основные направления английской политической и правовой мысли в XVII в
- 26.Политическое и правовое учение Спинозы
- 27. Концепция "естественного права и общественного договора"
- 28. Основание классового компромисса 1688 в учении Джона Локка
- 29. Политические и правовые идеи европейского просвещения
- 30. Политико-правовая программа Вольтера
- 31. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- 32. Политико-правовое учение руссо
- 33. Политико-правовые учения якобинцев
- 1. Феодальная монархия.
- 2. Конституционная республика.
- 34. Политико-правовая идеология французского социализма
- 35. Политико-правовые идеи т. Пейна
- 36. Политические взгляды т. Джефферсона
- 37. Политико-правовые взгляды а. Гамильтона
- 38. Политические идеи дж. Адамса
- 39. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона
- 40. Учение и. Канта о государстве и праве
- 41. Учение Гегеля о государстве и праве
- 42. Историческая школа права
- 44. Французский либерализм
- 45. Английский либерализм
- 46. Консерватизм первой половины 19 в.
- 47. Социализм и коммунизм первой половины 19в.
- 48. Формирование юридического позитивизма (Дж. Остин)
- 52. Прагматический позитивизм (ххв.)
- 53. Социологические концепции государства и права
- 55. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
- 57. Возрожденное естественное право
- 64. Социологическая юриспруденция (Эрлих и Паунд)
- 65.Нормативизм Кельзена.
- 67. Политико-правовые идеи в «слове о законе и благодати»
- 68. Политическая программа владимира мономаха
- 69. Политико-правовые воззрения даниила заточника
- 70. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян
- 72. Политическая программа и.С. Пересветова
- 73. Политическая дискуссия ивана грозного
- 74. Политическое учение ивана тимофеева
- 75. Политико-правовая идеология абсолютизма
- 76. Политико-правовая идеология феодальной аристократии(Татищев, Щербатов)
- 77. Идеология купечества (и. Посошков)
- 78.Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма (Козельский, Десницкий)
- 79. Политико-правовое учение а.Н. Радищева
- 80. Политические идеи н.М. Карамзина
- 81. Политико-правовые взгляды м.М. Сперанского
- 82. Политические программы декабристов
- 83. Политические идеи п.Я. Чаадаева
- 84. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 85. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
- 87. Радикальные политико-правовые взгляды в россии конца XIX – начала XX в
- 89. Политико-правовые взгляды российских консерваторов конца XIX – начала XX в
- 90. Политико-правовые взгляды в.С. Соловьева
- 91. Большевистская политико-правовая идеология