5. Геополитические и экономические итоги первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, причины ее неустойчивости и конфликтности.
Первая мировая война была выражением кризиса мирового развития. В мировой войне было убито свыше 10 мин. Военнослужащих и погибло в результате военных действий и террора примерно 13 млн гражданских лиц. Число раненых достигло 20 млн, многие из них стали инвалидами. На ведение войны производство снаряжения, вооружения и боеприпасов- т.е. для убийства и разрушения- воюющими странами было израсходовано свыше 240 млрд. долларов. Средства уничтожения и разрушения применялось настолько эффективно, что стоимость причиненного материального ущерба превышает военные расходы и достигает 350 млрд. долларов! Война истощила экономику многих стран, опустошила целые области, разрушила сотни городов селений, мостов и дорог. Следствием войны были также деморализация многих людей, опасная агрессивность, рост преступности, алкоголизма.
В результате войны появились новые независимые государства: Финляндия, Литва, Эстония, Чехословакия, Грузия, Армения, Польша, Латвия, Югославия, Азербайджан, Австрия и Венгрия.
Конфликт Великобритании и Франции с Германией был решен в пользу победителей. Значительно усилились США, Великобритания и Франция стали их должниками.
Наибольшая выгода – США (развитие амер. экономики, создание ВоенПромКомплекса, нац. Богатство увелич. на 40 %) США – 50 % пром. пр-ва мира, 20 стран в долговой зависимости от США, экспорт – 13 млрд.$).
Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919 г., договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922 гг. Европейская (Версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США и Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах. Новые мелкие страны Вост.Европы не могли обеспечить собств. безопасность и стали ареной политич. интриг. Отсутствие программы экономического восстановления Европы.
Решения Парижской и Вашингтонской конференций заложили основы Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Ее создание позволило разрядить послевоенную напряженность. Эти решения включали в себя ряд положений, свидетельствовавших о растущем понимании необходимости обновления принципов международных отношений, — это и признание права на самоопределение народов, и отказ от войны как средства разрешения конфликтов. Важным событием в истории международных отношений стало создание Лиги Наций. Была признана независимость ряда европейских стран, за что долгое время боролись их народы. Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, ее крах привел в конечном счете к новой мировой войне. Непрочность Версальско-Вашингтонской системы была обусловлена рядом причин. Державы Антанты не были великодушными победителями. Тяжесть послевоенного переустройства легла на побежденные народы. Не было принято во внимание и то, что эти народы уже свергли политические режимы, которые участвовали в развязывании войны. Устанавливая репарации, победители так и не приняли в расчет реальные возможности побежденных, действуя по принципу «побежденный платит за все». Волна национализма, поднятая первой мировой войной, не спала. Теперь ее сила поддерживалась чувствами национального унижения.
Вне Версальско-Вашингтонской системы оказалась и Советская Россия. Для держав-победительниц Россия была прежде всего предательницей, заключившей сепаратный мир с врагом. Большевистский режим вызвал враждебное отношение, странами Антанты были предприняты попытки свергнуть его в ходе интервенции 1918—1919 годов. Шедшая в России гражданская война дала формальный повод не приглашать ее представителей ни в Париж, ни в Вашингтон. Большевики тем временем одержали победу в гражданской войне, восстановили государство в почти довоенных границах — как самое большое в мире. Однако подписи Советской России не было ни под одним мирным договором. Отодвинутая от решения мировых дел, она не могла не стать в оппозицию Версальско-Вашингтонской системе. Для народов германских колоний и бывшей Османской империи Версальско-Вашингтонская система стала лишь сменой властителей; ни один из этих народов не получил независимости. Для них была учреждена мандатная система. Метрополии получали мандат на управление от Лиги Наций. Создание системы замышлялось как средство ослабления колониального гнета, поскольку она предусматривала попечительство Лиги над подмандатными территориями. Однако в связи с уходом США из Лиги Наций в составе Совета остались именно те страны, которые получили мандаты на управление этими территориями. Попечительство Лиги стало фикцией, а положение подмандатных территорий ничем не отличалось от положения колоний. Это продемонстрировало народам колоний приверженность великих держав колониализму. Поэтому антиколониальное освободительное движение продолжалось. Великие державы проявили на Парижской конференции полное пренебрежение к возможным экономическим последствиям договоров, отягощавших мировое хозяйство непомерными репарационными платежами и разорвавших веками сложившиеся экономические связи. Они были поразительно близорукими, когда заставили молодую германскую демократию подписать позорный для немцев мир – Германия в основе своей сохранила свою экономическую мощь, и попытка реванша стала лишь вопросом времени.
- 1.Исторический феномен империализма и его проявления в ведущих странах Запада.
- 2.Обострение противоречий между западными державами и образование очагов конфликта в Европе и мире в конце XIX-начале XX вв.
- 3.Реализация антигерманской стратегии Великобритании в начале XX в. Новая система союзов и ее значение для подготовки войны.
- 4.Стратегические планы ведущих держав Запада и их реализация в ходе первой мировой войны.
- 5. Геополитические и экономические итоги первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, причины ее неустойчивости и конфликтности.
- 6.Революция 1918-1919 гг. В Германии и установление Веймарской республики.
- 7. «Красное двухлетие» 1919-1920 гг. И приход фашистов к власти в Италии.
- 8.«План Дауэса» и его экономические и политические последствия.
- 9. Характерные черты социально-экономического и политического развития стран Запада в период стабилизации в 1924-1929 гг.
- 10. «Новый курс» ф.Рузвельта.
- 11. Особенности функционирования корпоративного государства в Италии.
- 12. Кризис Веймарской республики. Финансовые и политические механизмы установления нацистского режима в Германии.
- 13. «Третий рейх» в Германии: идейная основа и внутренняя политика национал-социализма.
- 14. Правительство Народного фронта во Франции и исторические итоги его деятельности.
- 15. Народный фронт, фашистский мятеж и итало-германская интервенция в Испании
- 16. Агрессивная сущность фашизма. Внешняя политика Германии и Италии после прихода нацистов к власти.
- 17. Проблема второго фронта во второй мировой войне.
- 18. Геополитические, экономические и военные итоги второй мировой войны
- 19. Сша в первые послевоенные годы. Внутренняя и внешняя политика г.Трумена. Истоки и основные акты холодной войны.
- 20. Раскол Германии в 1949 г., его причины и последствия. Характерные черты развития фрг в 50-ые гг.
- 21. Социально-экономическое и политическое развитие Франции в период IV республики (1944-1958)
- 22. Неокейнсианство и новые концепции путей эволюции общества на Западе в конце 50-ых-первой половине 70-ых гг
- 23. Движение «новых левых». Массовая культура и «молодёжная контркультура» на западе в 60-ые гг.
- 24. Установление режима V республики во Франции. Политика Шарля де Голля (1958-1969 гг.)
- 25. Социально-экономическое развитие и внешняя политика сша в годы президентства Дж.Ф.Кеннеди и л.Б.Джонсона (1961-1969 гг.)
- 26. Социально-экономическое развитие и внешняя политика сша в годы президентства р.Никсона и Дж.Форда (1969-1977 гг.)
- 27. Кризис 1973-1974 гг. И переход ТрансНацКорп. К неолиберальной стратегии развития: цели, задачи и методы осуществления
- 28. Идейные основы и основные направления неолиберальной политики правительства Маргарет Тэтчер и ее итоги
- 29. Неолиберальная политика Рональда Рейгана и Дж. Буша-старшего (80-ые-начало 90-ых гг.). Сша и перестройка в ссср
- 30. Объединение Германии в 90-ые годы и его геополитические последствия