13. «Третий рейх» в Германии: идейная основа и внутренняя политика национал-социализма.
Национа́л-социали́зм (нем. Nationalsozialismus) — политическая идеология, которая являлась экономической и политической доктриной Третьего Рейха. Также часто употребляется слово «нацизм», которе произошло от сокращения «наци» (Nazi, сокр. от нем. Nationalsozialist), которым в Германии называли национал-социалистов по аналогии с «соци» — социал-демократами.
Идеология нацизма построена на социальном дарвинизме. При правлении Гитлера нацисты создали сильное централизованное государство под руководством вождя (фюрера) и провозгласили своей главной задачей создание «расово-чистого государства» и завоевание «жизненно-важного пространства» (нем. Lebensraum). Политика нацизма строилась на натравливании одной части населения страны на другую его часть. Этот политический процесс разделил население Германии на враждующие лагери, живущие, практически, в состоянии гражданской войны. Без внешнего врага внутри довоенной Германии под флагом государственной политики происходили преследования, убийства, государство последовательно терроризировало население, разделяя даже людей, свзязанных дружескими и родственными связями.
Нацистская идеология Третьего рейха
В более расширенном и глубоком виде, идеи нацизма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера «Моя борьба».[1]
• Идеализация нордической расы и «арийской» в целом, элементы демократического социализма и социал-демократии, которые, однако, не распространялись на «неарийцев», расизм (в том числе на «научном» уровне), антисемитизм, шовинизм, социальный дарвинизм, «расовая гигиена»;
• Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие парламентской демократии;
• Культ личности Адольфа Гитлера (однако, не как единоличного правителя), авторитет которого поддерживался большинством немцев, принцип вождизма;
• Идея и политика расширения «жизненного пространства», за счёт военной экспансии («Lebensraumpolitik»).
Придя к власти в 1933 году, Гитлер сразу же взял курс на подготовку страны к завоевательным войнам. Экономика переводилась на военные рельсы, перестраиваясь по принципам «автаркии».Автаркия (от греч. autarkeia – самоудовлетворение) – создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны. Автаркия стала официальной доктриной германского фашизма с целью подготовить страну к ведению войны в условиях экономической блокады.
Фашистское государство закрепило своё монопольное владение национальной рабочей силой, т.е. никто не имел права претендовать на работу сообразно своей квалификации, если это невыгодно для государства.
В 1933 году Гитлер предупреждал, что «крах немецкого крестьянства станет крахом немецкого народа».
Программа реорганизации сельского хозяйства вылилась в 2 основных закона:
1. Закон от 13 сентября 1933 г . об учреждении Продовольственного управления Рейха, которое осуществляло:
контроль над всеми видами сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта продукции;
установка для земледельцев твёрдых и выгодных цен.
Одной из главных проблем в Германии была безработица. Для борьбы с ней в 1935 г . был издан «Закон о принудительном привлечении молодёжи к работам». Юноши и девушки с 16 лет включались в рабоче-молодёжные команды. В 1-ой половине дня их использовали на малоквалифицированных работах, а во 2-ой половине они в специальных лагерях проходили военную подготовку.
Создание Третьего рейха неотрывно было связано с формированием нового поколения немцев – истинных арийцев, чему способствовали фашистское образование и пропаганда.
С 6 до 9 лет мальчики организовывались в организации «Пимпфе», с 9 до 14 лет – «Юнгфольк», а с 14 до 18 лет они входили в главную молодёжную организацию – «Гитлерюгенд».
Девочки так же имели свои организации: с 10 до 14 лет – «Юнгмедель», с 14 до 18 лет – Лига немецких девушек, но в их образовании упор делался на роль женщины в Третьем рейхе – быть здоровой матерью здоровых детей.
Вся система образования активно перестраивалась на принципах нацификации. Серьёзной чистке подвергся преподавательский состав, поспешно писались новые программы и учебники, главным из которых стала книга «Майн кампф».
В новых учебниках история фальсифицировалась до нелепости, главными становились расовые науки, которые провозглашали немцев высшей расой и единственной, ещё сохранившей свою чистоту.
Сам Гитлер говорил, что всё достигнутое человечеством в области культуры и науки было создано сначала «арийцами», а другие народы занимались либо подражанием, либо плагиатом.
- 1.Исторический феномен империализма и его проявления в ведущих странах Запада.
- 2.Обострение противоречий между западными державами и образование очагов конфликта в Европе и мире в конце XIX-начале XX вв.
- 3.Реализация антигерманской стратегии Великобритании в начале XX в. Новая система союзов и ее значение для подготовки войны.
- 4.Стратегические планы ведущих держав Запада и их реализация в ходе первой мировой войны.
- 5. Геополитические и экономические итоги первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, причины ее неустойчивости и конфликтности.
- 6.Революция 1918-1919 гг. В Германии и установление Веймарской республики.
- 7. «Красное двухлетие» 1919-1920 гг. И приход фашистов к власти в Италии.
- 8.«План Дауэса» и его экономические и политические последствия.
- 9. Характерные черты социально-экономического и политического развития стран Запада в период стабилизации в 1924-1929 гг.
- 10. «Новый курс» ф.Рузвельта.
- 11. Особенности функционирования корпоративного государства в Италии.
- 12. Кризис Веймарской республики. Финансовые и политические механизмы установления нацистского режима в Германии.
- 13. «Третий рейх» в Германии: идейная основа и внутренняя политика национал-социализма.
- 14. Правительство Народного фронта во Франции и исторические итоги его деятельности.
- 15. Народный фронт, фашистский мятеж и итало-германская интервенция в Испании
- 16. Агрессивная сущность фашизма. Внешняя политика Германии и Италии после прихода нацистов к власти.
- 17. Проблема второго фронта во второй мировой войне.
- 18. Геополитические, экономические и военные итоги второй мировой войны
- 19. Сша в первые послевоенные годы. Внутренняя и внешняя политика г.Трумена. Истоки и основные акты холодной войны.
- 20. Раскол Германии в 1949 г., его причины и последствия. Характерные черты развития фрг в 50-ые гг.
- 21. Социально-экономическое и политическое развитие Франции в период IV республики (1944-1958)
- 22. Неокейнсианство и новые концепции путей эволюции общества на Западе в конце 50-ых-первой половине 70-ых гг
- 23. Движение «новых левых». Массовая культура и «молодёжная контркультура» на западе в 60-ые гг.
- 24. Установление режима V республики во Франции. Политика Шарля де Голля (1958-1969 гг.)
- 25. Социально-экономическое развитие и внешняя политика сша в годы президентства Дж.Ф.Кеннеди и л.Б.Джонсона (1961-1969 гг.)
- 26. Социально-экономическое развитие и внешняя политика сша в годы президентства р.Никсона и Дж.Форда (1969-1977 гг.)
- 27. Кризис 1973-1974 гг. И переход ТрансНацКорп. К неолиберальной стратегии развития: цели, задачи и методы осуществления
- 28. Идейные основы и основные направления неолиберальной политики правительства Маргарет Тэтчер и ее итоги
- 29. Неолиберальная политика Рональда Рейгана и Дж. Буша-старшего (80-ые-начало 90-ых гг.). Сша и перестройка в ссср
- 30. Объединение Германии в 90-ые годы и его геополитические последствия