Развитие промышленности и транспорта
В первой половине XIX века основная часть промышленной продукции выпускалась не крупными предприятиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары. В 1850-х годах на их долю приходилось до 80% общего объема выпускаемой продукции. Промыслы были наиболее распространены в центральных нечерноземных губерниях - Московской, Ярославской, Владимирской, Калужской и др., где почти в каждом селении крестьяне одновременно занимались сельским хозяйством и каким-либо промыслом: ткачеством, изготовлением глиняной посуды и домашней утвари, шитьем обуви и одежды.
Постепенно население многих деревень и промысловых округов полностью отказывалось от земледельческого труда и целиком переключалось на промышленную деятельность. Известны такие села, как Иваново-Вознесенск и Тейково во Владимирской губернии, Павлово - в Нижегородской, Кимры - в Тверской, превратившиеся в центры текстильной, металлообрабатывающей и кожевенной промышленности.
Большую роль в становлении отечественной промышленности сыграла рассеянная мануфактура, при которой предприниматель-скупщик раздавал работу крестьянам-надомникам. Позже этих работников стали собирать под одну крышу, где они трудились на основе подетального разделения труда. Таким образом постепенно накапливались капиталы, готовились квалифицированные кадры для будущих крупных промышленных предприятий.
По-прежнему важное значение для сельского населения имели отхожие промыслы, зародившиеся еще в XVII веке. Большое распространение они получили в центральных и северо-западных губерниях, где на малоплодородных землях крестьяне не могли содержать семью и платить подати. К середине века отсюда на заработки в крупные города уходило до 30-40% взрослого мужского населения. Этот процесс послужил важным фактором при формировании рынка труда, а также роста городского населения. В 1820-1830-х годах крепостные составляли 46% общей численности промышленных рабочих страны, и лишь к 1860 году их доля снизилась до 18%. Но даже среди 82% «вольнонаемных» рабочих подавляющее большинство составляли крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на заработки.
Количество промышленных предприятий к 1860 году возросло до 15 тыс., но большую их часть составляли мелкие производства, где работали по 10-15 человек, чаще всего наемных работников. Доля таких предприятий в их общем объеме достигла к середине века 82%.
Но еще много было предприятий, базировавшихся на крепостном труде: старые горнодобывающие рудники и заводы, созданные в петровскую эпоху, а также вотчинные мануфактуры, основанные помещиками. Многие из них находились в кризисном состоянии и уступали в конкуренции предприятиям, основанным на наемном труде, вследствие низкой производительности, плохого качества выпускаемой продукции и ее дороговизны. Работа на вотчинных мануфактурах являлась для крестьян одной из самых тяжелых форм барщины, что толкало их к сопротивлению. Острый кризис переживали и посессионные мануфактуры вследствие их низкой эффективности.
Развитие российской промышленности происходило неравномерно. Наиболее быстрыми темпами развивалось хлопчатобумажное производство. В 1850-е годы Россия занимала пятое место в мире по выпуску хлопчатобумажных тканей. Заметные успехи наблюдались в шерстяной промышленности, а производство полотняных и шелковых тканей находилось в состоянии застоя. Если в 1804 году в стране насчитывалось 285 полотняных мануфактур, то к 1845 году их количество сократилось до 156. Состояние депрессии охватило и металлургию. За первую половину XIX века производство чугуна выросло лишь в два раза - с 9 до 18 млн. пудов, а в это же время Англия увеличила производство чугуна в 30 раз. Доля России в мировой металлургии сократилась с 12% в 1830 году до 4% в 1850 году. Это был результат технической отсталости, низкой производительности труда крепостных работников. Российская металлургия выживала только благодаря жесткой системе таможенных тарифов на ввоз черных и цветных металлов.
В 1830-1840-х годах в промышленности стали создаваться крупные предприятия - фабрики - основанные на машинной технике, т.е. начался промышленный переворот. Переход к фабричному производству означал появление совершенно новых социальных групп населения: предпринимателей и наемных работников. Этот процесс начался раньше всего в хлопчатобумажной промышленности, где уже в 1825 году 94,7% рабочих были наемными, а позже всего - в горнодобывающей. Это объясняется тем, что текстильные предприятия быстрее остальных стали оснащаться различными машинами, для обслуживания которых нужны были более подготовленные работники, не связанные с сельским хозяйством.
Первым предприятием, основанным на машинной технике, была казенная Александровская хлопчатобумажная мануфактура в Петербурге (1799). В 1860 году только в Московской губернии таких предприятий было уже 191, а в Петербургской - 117. К этому времени на прядильном и ситцепечатном производстве широко использовалось специальное оборудование.
Одним из показателей промышленного переворота можно считать возникновение и развитие российского машиностроения. И хотя до 1860-х годов в народном хозяйстве применялись в основном машины зарубежного производства, именно в эти годы в Петербурге были построены первые машиностроительные заводы: завод Берда, Невский машиностроительный завод, Александровский казенный завод, производившие паровые машины, пароходы, паровозы и др. В 1849 году был построен завод в Сормове (около Нижнего Новгорода), который стал выпускать речные суда. В Прибалтике, на Украине получило развитие сельскохозяйственное машиностроение. С 1804 по 1864 годы производительность труда в промышленности выросла почти в пять раз, несмотря на наличие в стране крепостного труда. Тем не менее фабричное производство стало занимать господствующее положение во всех отраслях промышленности только после реформ 1860-1870-х годов.
Необходимо отметить специфические черты, которые были присущи дореформенным наемным работникам и предпринимателям. Наемные рабочие, как правило, одновременно являлись и крепостными людьми, ушедшими на оброк, но еще связанными с сельским хозяйством. Они зависели, с одной стороны, от фабриканта (заводчика), а с другой - от помещика, который мог в любой момент вернуть их в деревню, заставить работать на барщине. Да и для фабриканта нанимать такого работника было достаточно дорого, так как помимо заработной платы рабочему он должен был возмещать за него и оброк помещику. Государственный (казенный) крестьянин, ушедший в город, тоже не был полностью свободен, потому что все еще был связан с общиной определенными отношениями.
Русская дореформенная буржуазия характеризовалась другими особенностями. Она происходила по преимуществу из гильдейских купцов или из числа «торгующих крестьян», получивших «билеты» (специальные свидетельства на право торговли) и сумевших основать какое-либо предприятие. Чаще всего они совмещали торговые и предпринимательские функции. В середине века численность купечества всех трех гильдий составляла 180 тыс., и примерно 100-110 тыс. - «торгующих крестьян».
Но большая часть предпринимателей и торгующих крестьян все еще оставалась крепостными. И хотя многие из них уже имели большие капиталы, владели мануфактурами, они, как и в XVIII веке, продолжали платить немалые суммы оброка помещикам, которые не торопились из-за этого отпускать на волю разбогатевших предпринимателей. Например, владелец крупной шелкоткацкой фабрики в Подмосковье И. Кондрашев так и оставался крепостным князей Голицыных до самого 1861 года. В качестве примера можно также привести фабриканта С. Морозова, который в 1820-х годах выкупился на волю у помещика Рюмина за 17 тыс. руб. - сумму, равную годовому оброку с двух тыс. крепостных крестьян. Несколько десятков фабрикантов села Иваново выкупились у графа Шереметева более чем за 1 млн. руб.
Одним из показателей степени развития новых экономических отношений был рост городского населения. Если в конце XVIII века население городов составляло 2,2 млн. человек, то к середине XIX века оно увеличилось до 5,7 млн. человек, что составляло только 8% всего населения страны. За полвека количество городов увеличилось с 630 до 1032, причем 80% этих городов были очень небольшими, до пяти тысяч жителей каждый. Особенно быстро росли торговые центры Поволжья, а также превращающиеся в города торговые и промышленные села: Иваново-Вознесенск, Павлово-на-Оке, Рыбинск, Гжатск и др. В 1811 году население только 19 городов превышало 20 тысяч, и лишь Петербург и Москва были действительно крупными городами. Москва выросла за полвека с 270 тыс. до 460 тыс., а Петербург - с 336 тыс. до 540 тыс. жителей.
В первой половине XIX века Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию. В качестве основных видов транспорта в России того времени были водный и гужевой (перевозки на лошадях). По рекам - Волге, Днепру, Северной и Западной Двине, Неману, Дону - двигались основные грузопотоки: хлеб, сельскохозяйственное сырье, продукция металлургии, строительные материалы, древесина и др. В начале века были введены в строй каналы, которые соединили Волгу с Северной Двиной и Балтийским бассейном, Днепр соединили каналами с Вислой, Неманом, Западной Двиной, но их пропускная способность была невелика. В 1815-1817 годах на реках появились первые пароходы, а к 1860 году их уже насчитывалось около 340, в основном иностранного производства. По рекам грузы сплавлялись на плотах, баржах или при помощи конной и бурлацкой тяги.
Если водными путями пользовались летом, то зимой более удобным видом транспорта были перевозки на лошадях по санному пути. В основном дороги были грунтовыми, в распутицу практически непроезжими. В городах улицы часто мостили булыжником. В первой половине века стали строить шоссейные дороги между Петербургом и Москвой, Варшавой, Ярославлем, Нижним Новгородом и др. К 1860 году по стране насчитывалось 9 тыс. верст шоссейных дорог, что было конечно же очень мало для огромной России (1 верста = 1,07 км).
В 1830-х годах началось строительство железных дорог. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Царским Селом, ее длина была всего 25 верст. В 1843-1851 годах железная дорога протяженностью 650 верст соединила Петербург и Москву, что имело большое экономическое и стратегическое значение. Одновременно на частные средства была построена железная дорога от Петербурга до Варшавы. Всего к 1861 году в России имелось лишь около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий, и по этому показателю страна чрезвычайно отставала от Западной Европы. В Англии в это время протяженность железных дорог составляла 15 тыс. верст.
Железнодорожному строительству сильно противодействовали владельцы ямских станций, всячески старавшиеся не допустить развития новых средств передвижения. Даже в правительстве имелись противники строительства железных дорог, которые доказывали, что в России для них якобы не будет ни грузов, ни пассажиров. Министр финансов Е. Канкрин заявлял, что железные дороги «подстрекают к частым путешествиям без всякой нужды и таким образом увеличивают непостоянство духа нашей эпохи» [35]. Он говорил, что соединение рельсами Москвы и Казани возможно лишь через 200-300 лет.
Такая позиция главного казначея страны привела к тому, что неразвитая российская инфраструктура оказалась неспособной обеспечить русскую армию продовольствием и оружием во время Крымской кампании 1853-1856 годов, и это сыграло свою роль в поражении России.
- Севастьянов м.А. Социально-экономические аспекты отечественной истории Учебное пособие
- Содержание
- Предисловие
- Глава 1. Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX-XII века) Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху
- Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины
- Объективные предпосылки образования Древнерусского государства
- Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси
- Развитие ремесленного производства и образование городов
- Торговля и денежное обращение
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Феодальная раздробленность Руси (конец XII - первая половина XV века) Причины и последствия феодальной раздробленности
- Русь в условиях монголо-татарского владычества
- Хозяйство Руси в период феодальной раздробленности
- Развитие ремесленного производства и торговли
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Социально-экономическое развитие централизованного Русского государства (вторая половина XV-XVII века) Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство
- Экономическая политика России во второй половине XV-XVII веках
- Процесс закрепощения крестьян
- Развитие ремесленного производства и промышленности
- Образование всероссийского рынка
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Россия в эпоху петровских преобразований Предпосылки петровских преобразований
- Сущность реформ Петра I
- Развитие промышленности.
- Реформа системы управления.
- Внутренняя и внешняя торговля.
- Изменения в финансовой системе.
- Военная реформа.
- Итоги реформ Петра I.
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Экономика России во второй половине XVIII века Развитие сельского хозяйства и промышленности
- Торговля и денежное обращение
- Социально-экономическая политика во второй половине XVIII века
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
- Состояние сельского хозяйства
- Развитие промышленности и транспорта
- Торговля, денежное обращение, финансы
- Социально-экономическое развитие России в дореформенный период
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Реформы Александра II Предпосылки «Великих реформ»
- Отмена крепостного права. Аграрная реформа
- Реформы 1860-1870-х годов и их последствия
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Россия на рубеже XIX-XX веков
- Сельское хозяйство в пореформенный период
- Становление и развитие рыночной экономики России в 1880-1890-х годах
- Социально-экономическая политика на рубеже веков. Российский реформатор с.Ю. Витте
- Столыпинская аграрная реформа
- Экономика России в начале XX века
- Российская экономика в годы Первой мировой войны
- Вопросы для повторения
- Глава 9. "Военный коммунизм" как этап становления командно-административной системы (1917-1921 годы) Становление советской власти
- Первые экономические мероприятия советской власти
- Политика «военного коммунизма»
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Россия в годы новой экономической политики (1921-1927 годы) Кризис 1921 года
- Экономическое развитие страны
- Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- Признаки кризисных явлений в экономике
- Вопросы для повторения
- Глава 11.Формирование экономичес- кой власти в ссср (1928-1940 годы) Процесс свертывания нэпа и формирование командно-административной системы
- Коллективизация сельского хозяйства
- Первые пятилетние планы и ход их выполнения
- «Страна победившего социализма»: социально-экономическая сущность
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Экономика и социальная политика ссср в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Послевоенное развитие народного хо- зяйства (1945-1953). Экономика ссср накануне войны
- Советская экономика в годы войны
- Послевоенное развитие народного хозяйства
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Попытки реформирования командно-административной системы (1953-1964 гг.) Страна накануне реформ
- Реформирование советской экономической системы
- Преобразования в социальной сфере
- Итоги номенклатурной «либерализации»
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Советская экономика и социальная политика в эпоху "развитого социализма" (1965-1991 гг.) Реформа 1965 года: сущность и последствия
- Нарастание кризисных явлений в советской экономике
- «Перестройка» и ее итоги
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Экономические и социальные преобразования в России в конце XX - начале XXI вв. Состояние экономики в конце 1991 года
- Начало экономических реформ в России
- Развитие реформ в 1993-1994 годах
- Проведение массовой приватизации
- Особенности развития российской экономики в 1990- 2008 годы
- Вопросы для повторения
- Хронология дат и событий
- Список используемой литературы