Развитие реформ в 1993-1994 годах
Летом 1993 года реформы в очередной раз замедлились. По инициативе В. Геращенко Центральным банком России без согласования с Министерством финансов внезапно был проведен обмен денежных купюр, выпущенных в СССР и России до 1993 года, на новые деньги. Объяснялась эта мера желанием Центробанка отсечь денежную массу, которая находилась в обращении в бывших союзных республиках. Но обмен денег проводился в такие короткие сроки, что среди населения поднялась паника, в сберкассах образовались огромные очереди. Правда, вмешался президент, и сроки обмена были продлены, тем не менее, все это заметно подрывало доверие к правительству.
Другим не менее тяжелым ударом по реформам было принятие в августе 1993 года Верховным Советом государственного бюджета с 25%-м дефицитом. Одновременно увеличивались объемы государственных кредитов на III квартал.
Противоречия между ветвями власти зашли в тупик и достигли критического состояния. В результате президент Б. Ельцин был вынужден 21 сентября 1993 года издать указ № 1400, в котором объявлялось о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Непосредственной причиной появления данного указа можно считать несогласие президента с принятым государственным бюджетом, а более глубинная причина заключалась в том, что законодательная власть стала олицетворять все консервативные силы в обществе, препятствовавшие экономическим реформам. К тому же несовершенство Конституции позволяло депутатам вмешиваться в оперативную деятельность правительства, внося тем самым неразбериху при принятии тех или иных решений.
В этот момент Б. Ельцин стоял перед выбором: или не подписывать закон о бюджете (нарушая тем самым Конституцию), или распускать парламент. Президент пошел на второй вариант, после чего еще более осложнилась политическая обстановка. Депутаты в течение нескольких дней отказывались покидать здание парламента, в итоге была применена военная сила и «Белый дом» взят штурмом. Все это ознаменовало начало нового этапа в экономической и политической жизни России.
Наступило очень важное для реформ время. В правительство вернулся Е. Гайдар в качестве вице-премьера и министра экономики, были продолжены радикальные преобразования. В течение октября-ноября 1993 года была проведена почти полная либерализация сельскохозяйственного сектора, включая цены на зерно. Президент издал указ о частной собственности на землю. 25 сентября была отменена практика выдачи льготных кредитов (т.е. закончился период «дешевых денег»), а Центробанк поднял ставку рефинансирования, установив с ноября 1993 года позитивную реальную процентную ставку. В эти же месяцы заметно начали снижаться темпы инфляции, что, казалось, означало некоторую макроэкономическую стабилизацию.
12 декабря 1993 года в России прошли выборы в Государственную думу в соответствии с новым избирательным законом, был сформирован Совет Федерации. Одновременно в ходе референдума была принята Конституция Российской Федерации, которая ознаменовала коренные изменения в социально-политическом устройстве страны, и прежде всего установление незыблемого принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Было покончено как с радикальным либерализмом, так и с господством коммунистического режима.
Но в ходе этих выборов партии демократической ориентации не сумели набрать достаточного количества голосов и оказались в Думе в меньшинстве. Е. Гайдар и Б. Федоров предпочли уйти в отставку, а в правительстве усилились позиции промышленных центристов во главе с В. Черномырдиным. Но многие их шаги были направлены на продолжение экономической реформы, и можно утверждать, что с этого времени процесс становления рыночной экономики стал необратимым: Россия вступила на путь проведения нормальной экономической политики.
Одним из ранних проявлений экономической реформы в России было создание товарных бирж, число которых в 1990-1991 годах достигало 300. Большинство из них были универсальными и занимались продажей самых разнообразных товаров. Доходность сделок на этих биржах складывалась в основном за счет искусственного разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по низким, контролируемым государством ценам, а потом продавали их по высоким рыночным ценам, что позволило многим биржевикам создать немалые состояния.
Либерализация цен в январе 1992 года привела к кризису товарных бирж, их число стало резко сокращаться. К лету 1993 года количество активных бирж снизилось до 150, и только 40 из них функционировали постоянно. 40% общего оборота было сконцентрировано на шести товарных биржах, четыре из которых находились в Москве. Торговля такими товарами, как нефть, никель, алюминий, древесина, зерно, уголь, велась на одной из специализированных бирж.
На процесс сокращения количества товарных бирж повлияло также и то, что в стране была разрешена обычная частная оптовая торговля инвестиционными товарами. Однако биржи сыграли заметную роль в становлении рыночных отношений, послужили фундаментом для возникновения более цивилизованных биржевых структур, существующих в настоящее время.
Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сменили свою направленность и превратились в настоящие фондовые биржи. Если в 1992 году биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3% их общего оборота, то в 1993 году он стремительно возрос до 46%.
Одной из самых болезненных проблем 1991-1993 годов был распад рублевой зоны. Роспуск СССР повлек за собой потрясение в денежной системе. В 1991 году на территории бывшего Советского Союза возникли 15 центральных банков, каждый из которых мог увеличивать денежную массу, выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные деньги вправе выпускать только Центральный банк России (поскольку все печатные станки находились в Российской Федерации), кредиты - это тоже деньги. Банки стремились перегнать друг друга в выпуске таких кредитов, что вело к нестабильности денежной системы, к возрастающей инфляции. Ни одна из новых независимых стран не хотела признавать верховенство России в этой сфере, поэтому необходимо было разделить рублевую зону и создать в каждой республике свою валюту с собственным центральным денежно-кредитным учреждением.
В конце концов, стало ясно, что распад рублевой зоны неизбежен. В 1992 году собственные валюты ввели Эстония, Латвия, Литва, Украина, а в 1993 году - почти все остальные республики (кроме Азербайджана и Таджикистана, которые сделали это в 1994 году). Казалось бы, распад единой денежной системы прошел быстро, но многие страны были абсолютно не готовы к денежным реформам, время было упущено, и практически все из них (кроме прибалтийских стран) пережили гиперинфляцию.
Важной проблемой была взаимная торговля между бывшими республиками СССР, поскольку еще в рамках Советского Союза стал процветать натуральный обмен, или бартер. Когда же распался СССР, некоторые новые независимые государства не сразу осуществили либерализацию внешней торговли, в них оставалась государственная монополия на эту сферу деятельности. Между республиками отсутствовал эффективный платежный механизм, так как не было взаимного доверия, четкой системы юридических санкций и взаимовыгодных расчетов, не хватало ликвидных средств. Необходимо было найти быстрое и понятное решение для осуществления прямых расчетов между предприятиями, например в конвертируемой валюте с едиными обменными курсами. Но для этого прежде всего следовало пойти на либерализацию торговли и цен, а на такие шаги пошли лишь правительства России и стран Прибалтики. Следовательно, внешнеторговые отношения с большинством стран приходилось осуществлять с большими трудностями, сопряженными с таможенными тарифами и квотами.
Среди множества трудностей начального периода становления новой России можно назвать и то, что в это время федеральный центр был вынужден в силу своей политической и экономической слабости пересмотреть свои отношения с регионами. На основе провозглашенного президентом Б. Ельциным лозунга: «Берите столько суверенитета, сколько сможете переварить» в стране сформировалась своеобразная система, когда отдельные регионы сумели «выкупить» у центра право на «особые отношения». На основе принятия двусторонних соглашений (договоров о разграничении предметов ведения) региональные власти получали возможность отступать от федерального законодательства, расширяли свою сферу компетенции даже через нарушение основных положений Конституции. Ряд субъектов Федерации (Татария, Башкирия, Якутия и др.) могли оставлять большую часть налоговых поступлений (по сравнению с другими регионами), и это позволяло националистическим и сепаратистским силам в этих республиках время от времени выдвигать лозунги о своем особом положении в составе Российской Федерации вплоть до получения ими статуса самостоятельного субъекта международного права, а это уже вплотную подводило Россию к конфедеративному устройству.
- Севастьянов м.А. Социально-экономические аспекты отечественной истории Учебное пособие
- Содержание
- Предисловие
- Глава 1. Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX-XII века) Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху
- Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины
- Объективные предпосылки образования Древнерусского государства
- Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси
- Развитие ремесленного производства и образование городов
- Торговля и денежное обращение
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Феодальная раздробленность Руси (конец XII - первая половина XV века) Причины и последствия феодальной раздробленности
- Русь в условиях монголо-татарского владычества
- Хозяйство Руси в период феодальной раздробленности
- Развитие ремесленного производства и торговли
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Социально-экономическое развитие централизованного Русского государства (вторая половина XV-XVII века) Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство
- Экономическая политика России во второй половине XV-XVII веках
- Процесс закрепощения крестьян
- Развитие ремесленного производства и промышленности
- Образование всероссийского рынка
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Россия в эпоху петровских преобразований Предпосылки петровских преобразований
- Сущность реформ Петра I
- Развитие промышленности.
- Реформа системы управления.
- Внутренняя и внешняя торговля.
- Изменения в финансовой системе.
- Военная реформа.
- Итоги реформ Петра I.
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Экономика России во второй половине XVIII века Развитие сельского хозяйства и промышленности
- Торговля и денежное обращение
- Социально-экономическая политика во второй половине XVIII века
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
- Состояние сельского хозяйства
- Развитие промышленности и транспорта
- Торговля, денежное обращение, финансы
- Социально-экономическое развитие России в дореформенный период
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Реформы Александра II Предпосылки «Великих реформ»
- Отмена крепостного права. Аграрная реформа
- Реформы 1860-1870-х годов и их последствия
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Россия на рубеже XIX-XX веков
- Сельское хозяйство в пореформенный период
- Становление и развитие рыночной экономики России в 1880-1890-х годах
- Социально-экономическая политика на рубеже веков. Российский реформатор с.Ю. Витте
- Столыпинская аграрная реформа
- Экономика России в начале XX века
- Российская экономика в годы Первой мировой войны
- Вопросы для повторения
- Глава 9. "Военный коммунизм" как этап становления командно-административной системы (1917-1921 годы) Становление советской власти
- Первые экономические мероприятия советской власти
- Политика «военного коммунизма»
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Россия в годы новой экономической политики (1921-1927 годы) Кризис 1921 года
- Экономическое развитие страны
- Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- Признаки кризисных явлений в экономике
- Вопросы для повторения
- Глава 11.Формирование экономичес- кой власти в ссср (1928-1940 годы) Процесс свертывания нэпа и формирование командно-административной системы
- Коллективизация сельского хозяйства
- Первые пятилетние планы и ход их выполнения
- «Страна победившего социализма»: социально-экономическая сущность
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Экономика и социальная политика ссср в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Послевоенное развитие народного хо- зяйства (1945-1953). Экономика ссср накануне войны
- Советская экономика в годы войны
- Послевоенное развитие народного хозяйства
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Попытки реформирования командно-административной системы (1953-1964 гг.) Страна накануне реформ
- Реформирование советской экономической системы
- Преобразования в социальной сфере
- Итоги номенклатурной «либерализации»
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Советская экономика и социальная политика в эпоху "развитого социализма" (1965-1991 гг.) Реформа 1965 года: сущность и последствия
- Нарастание кризисных явлений в советской экономике
- «Перестройка» и ее итоги
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Экономические и социальные преобразования в России в конце XX - начале XXI вв. Состояние экономики в конце 1991 года
- Начало экономических реформ в России
- Развитие реформ в 1993-1994 годах
- Проведение массовой приватизации
- Особенности развития российской экономики в 1990- 2008 годы
- Вопросы для повторения
- Хронология дат и событий
- Список используемой литературы