Экономическая политика России во второй половине XV-XVII веках
В конце XV - начале XVI веков в России постепенно сформировалась система государственного управления во главе с великим Московским князем. У него в подчинении находились удельные князья и бояре, как московские, так и из присоединенных земель. Они должны были служить верховному собственнику земли русской. Вся эта иерархическая структура приняла форму местничества, при которой получение какой-либо должности для представителя княжеско-боярской знати обязательно увязывалось с происхождением и знатностью семьи, близостью к великому князю, верностью и давностью службы ему.
Вместо временных боярских советов, собиравшихся в удельных княжествах, при великом князе Иване III стал собираться высший совещательный орган Московского государства - Боярская дума. Члены Думы назначались великим князем в строгом соответствии с правилами местничества, по степени родовитости, а не по делам и способностям, отчего бояре постоянно враждовали между собой за должности. Боярская дума должна была ежедневно заниматься текущими внутренними и внешними делами страны, решать споры и конфликты.
Следует отметить, что Иван III еще не имел абсолютных полномочий самодержца. Любое его решение не имело силы без одобрения Боярской думы, а позже и Земского собора. Бояре и удельные князья, несмотря на свою присягу великому князю, могли не соглашаться с указами Ивана III. На заседаниях Боярской думы зачастую высказывались очень резкие слова в его адрес. Порой князья не поддерживали его и грозили уйти с дружинами в свои уделы, что заставляло великого князя лавировать, идти им на уступки.
В эти же годы стали создаваться специальные учреждения для руководства различными хозяйственными, финансовыми, оборонными делами в масштабе страны. Эти учреждения назывались приказами (от «приказать», «поручить»). На местах этими проблемами занимались бояре, у которых сосредоточивались большие судебно-административные полномочия. Им было дано право собирать «корм» с местного, подвластного им населения. Фактически же они занимались бесконтрольными поборами, что заметно ослабляло централизованную власть. Таким образом, бояре, сыгравшие основную позитивную роль при объединении русских земель в XIII-XIV веках, в конце XV века становились его тормозом, оказавшись в рядах противников сильной государственной власти.
В годы правления Ивана III большое место во внутренней политике занимали сложные отношения государства и церкви. Как уже отмечалось, церковь имела особое, привилегированное положение еще со времен монголо-татарского владычества, она была освобождена от всех налогов и разорения. В результате этого в XV веке церкви принадлежало более трети всех богатств страны, она являлась главным ростовщиком и основным хозяйствующим субъектом в России. Церковь имела почти все имущественные, военные, судебные права, которыми пользовалась светская знать. Ей принадлежали огромные угодья вместе с крестьянами, она имела свое войско, у нее было право вершить судебные дела по гражданским вопросам в своих владениях. Иван III первым из князей попытался установить контроль за хозяйственной деятельностью церкви, ограничить ее земельные владения, чтобы укрепить государственную власть.
Подобные процессы проходили и в Западной Европе, где новому дворянству также нужны были земли, которые находились в руках церкви. Эту проблему там решали, в основном, простой конфискацией церковных земель. В России это сделать было очень трудно из-за огромного экономического и политического могущества церкви.
Для решения этих проблем Иван III использовал борьбу, развернувшуюся внутри самой церкви: между нестяжателями и иосифлянами. Последователи строгого подвижника заволжского старца Нила Сорского называли себя нестяжателями и проповедовали отказ церкви от богатства, пышности, земельной собственности. Игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий и иосифляне выступали за умножение богатства церкви, за сохранение церковно-монастырского землевладения, и таких взглядов придерживалась большая часть духовенства. Иван III и его сын Василий III не решились на радикальные шаги по отношению к церкви, так как они рассчитывали на ее поддержку в борьбе с боярской оппозицией. Вопрос о подчинении церкви государству был отложен, и только Иван IV смог окончательно разрушить ее экономический монополизм.
На протяжении XVI века феодальное землевладение продолжало укрепляться и развиваться. В этот период вотчинники по-прежнему сохраняли феодальный иммунитет, поддерживаемый великим князем, в связи с чем крупные феодалы были заинтересованы в сильном государстве. Но, с другой стороны, великие князья (а позже и цари), стремясь к самодержавию, постоянно ограничивали права и привилегии феодалов-вотчинников. Таким образом, на протяжении XVI века верховная власть России была вынуждена вести двоякую политику по отношению к феодалам, поддерживая одних и подавляя других. В этой сложной борьбе центральная власть нашла опору в наиболее прогрессивной части населения того времени - служилых дворянах, которые поддерживали великих князей и царей, поскольку им экономически и политически была выгодна сильная государственная власть. Они надеялись расширить свои угодья за счет опальных бояр Пскова, Новгорода, Твери, а также получить права, уравнивавшие их с древними боярскими фамилиями.
Елена Глинская, мать Ивана IV Грозного, продолжала укреплять центральную власть. Она ограничила налоговые и судебные привилегии духовенства, поставила под контроль рост монастырских владений. При ней были сокращены и права бояр-кормленщиков, пользовавшихся неограниченной властью в своих вотчинах. При Елене Глинской началась реформа управления, которая закончилась при Иване IV. В тот же период - в 1530-х годах - были созданы административные «губные» учреждения («губа» - административный округ, позже преобразованный в уезд), которые ведали судебными вопросами по наиболее тяжким разбойным преступлениям против правительства и феодалов. В Москве всеми губными учреждениями ведал специальный Разбойный приказ.
В 1547 году Иван IV был венчан на царство и стал царем Российского государства, что уравнивало его с западноевропейскими монархами и значительно возвышало над княжеско-боярской знатью. В первый период правления перед Иваном IV стояла проблема: пойдет ли развитие России по пути восточной деспотии или она будет преобразована в страну с представительной монархией по образцу западноевропейских стран. В этот период он продолжал реформы своей матери, сориентированные на второй путь развития. Вокруг царя сконцентрировались советники, или Избранная рада, состоявшая из ближайших советников: митрополита Макария, священника Сильвестра, князя Андрея Курбского, незнатного дворянина Алексея Адашева и др.
В своей деятельности Иван IV пытался ослабить консервативную боярскую оппозицию, используя служилое дворянство и другие слои населения. Когда в 1549 году был сформирован совещательный орган - Земский собор, туда вошли представители не только земельной аристократии, духовенства, дворян, но и купечества, богатых горожан. Созыв Земского собора означал, что в России установилась сословно-представительная монархия.
Собор не ограничивал права царя, а служил ему опорой при проведении радикальных изменений в обществе. Молодой царь неоднократно выступал на Земском соборе, обвиняя бояр в злоупотреблениях и обещая, что отныне он сам будет судьей и защитником для народа. Кстати, именно Земский собор в 1549 году принял решение об освобождении дворян из-под юрисдикции бояр и переход их в ведение государства.
В числе реформ, проводимых Иваном IV, была и военная реформа. В 1550 году государь велел раздать поместья в Московском уезде боярским детям; из них был образован особый отряд служилых людей. Они составляли царскую гвардию и служили офицерскими кадрами для дворянских ополчений. Иван IV издал Уложение о службе (1556), в соответствии с которым регламентировалась служба дворян, обязанных служить с 15 лет. За эту службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли (1 десятина = 1,09 га) и денежное жалованье. С каждых 150 десятин необходимо было выставить в дворянское войско одного конного ратника в полном снаряжении. Тех дворян, которые не являлись на службу («нетчиков»), подвергали наказанию батогами и у них отбирали поместья. По этому Уложению такую же обязательную государеву службу должны были нести и вотчинники. Они были обязаны во время войны являться на службу «конно, людно и оружно», т.е. на коне, со слугами и в доспехах.
Крупные неудачи в Ливонской войне [5] заставили правительство приступить к более радикальным изменениям в армии. На смену боярскому ополчению Иван Грозный стал создавать оснащенное огнестрельным оружием стрелецкое войско, которое набиралось из свободных людей («охотников») на добровольной основе. Это был прообраз будущей регулярной профессиональной армии. Но это войско еще во многом сохраняло черты феодального ополчения.
За военную службу стрелецким полкам предоставляли коллективные земельные наделы - «дачи», из которых стрельцам выдавали личный надел. Стрельцам, не имеющим личного участка, платили денежное и хлебное жалованье, но поскольку в казне зачастую не было денег, то они были вынуждены, кроме основной службы, заниматься торговлей или ремеслом, что, конечно, не повышало боеспособность войска.
В середине 1550-х годов была окончательно отменена система кормлений. Вся судебная, налоговая и другая деятельность на местах передавалась в руки выборных земских старост из зажиточных крестьян на селе и городской купеческой верхушки. Земские старосты, в свою очередь, подчинялись губным старостам. Такая структура усиливала централизованную власть сверху донизу.
В 1550-х годах Иван IV снова вернулся к проблеме соотношения церкви и самодержавия. В 1551 году был созван Стоглавый церковный собор (его постановления состояли из ста глав). На соборе снова возникли споры нестяжателей и иосифлян по поводу церковного землевладения, и в результате был достигнут определенный компромисс: церковь одобрила проводимые царем реформы и Судебник 1550 года, а царь поддержал иосифлян. Царская власть стала осуществлять более строгий контроль за ростом церковных владений. Впредь церковь могла приобретать и продавать земли только с разрешения верховной власти.
При Иване Грозном отношения между царской властью и боярской оппозицией достигли наивысшего накала и приняли жестокие и кровавые формы. В 1565 году царь объявил о переходе к особым условиям правления, что позволило ему получить неограниченные полномочия: он мог объявить государственными изменниками любых представителей княжеско-боярской аристократии, на одних распространить опалу, других - казнить без суда и следствия, отобрать у них земли в государев удел - опричнину. Это был своего рода государственный переворот, по которому Иван Грозный лишил Боярскую думу и бояр многих прав.
В опричнину отходили лучшие земельные угодья, оттуда выселялись вотчинники-бояре и удельные князья на земщину - территории, не входившие в опричнину и находившиеся под управлением Боярской думы. Земщина располагалась, главным образом, на окраинах страны. На место выселенных бояр расселяли служилых людей. В опричнину были взяты некоторые улицы и слободы Москвы, около 20 городов с уездами в центральных и северо-западных областях России. Земли опричнины составляли примерно половину всей территории государства.
В пределах опричнины создавался «государев двор», или особое войско из опричников, основанное на беспрекословном подчинении царю, который давал им щедрое денежное и имущественное вознаграждение. Опричникам была присуща особая жестокость при проведении массового террора в стране. Огромные людские потери и хозяйственный ущерб во время карательных операций, неудачи в Ливонской войне, набеги крымских татар привели страну к тяжелому экономическому кризису. В 1572 году царь отменил опричнину и даже запретил упоминать это слово. Иван IV, борясь с феодальной оппозицией, создал крепкую самодержавную власть. Но последствия опричнины были очень тяжелыми, и они еще долго оказывали отрицательное воздействие на экономику России.
После смерти царя Федора Иоанновича (сына Ивана Грозного) на московском престоле прервалась династия Рюриковичей. В условиях отсутствия прямых наследников царского трона, в 1598 году на Земском соборе на царство был избран Борис Годунов, который уже в течение нескольких лет фактически правил страной вместо царя Федора. Будучи человеком незнатного происхождения, Борис Годунов с молодых лет стремился закрепиться в высших придворных кругах, для чего сначала женился на дочери главного опричника Малюты Скуратова Марии, а потом выдал свою сестру Ирину за царя Федора.
Борис Годунов строил свою политику на тех же принципах, что и Иван IV - укрепление жесткой централизованной власти, присоединение к России новых земель, усиление роли дворян, в которых видел свою опору. Новый царь способствовал развитию отечественного предпринимательства в различных отраслях производства, поощрял российское купечество. Он также проявлял большой интерес к западной цивилизации, способствовал переселению немецких купцов, медиков, наемных воинов в Россию. Впервые в истории страны несколько молодых людей (дворянских «робят») было отправлено за границу на учебу. Широкое распространение получило книгопечатание, в разных городах были открыты типографии. Можно предположить, что деятельность Годунова оказалась во многом предтечей реформ Петра I, которые осуществились лишь через сто лет.
Борис Годунов был на царстве всего семь лет, и этот период оказался для страны очень тяжелым. В 1601–1603 годах на Россию обрушилось необычайное похолодание, в результате чего сельское хозяйство пришло в упадок и разразился страшный голод. По свидетельству современников, только в Москве погибло 120 тысяч человек, которых хоронили в братских могилах. Годунов даже велел открыть хлебные государевы амбары, но это не смогло накормить народ, в стране начался хаос.
После внезапной кончины Бориса Годунова (1605) в России начался распад единой государственной власти, страна стала стремительно разваливаться на отдельные княжества, из-за рубежа хлынули польские и шведские интервенты. Россия была ввергнута в пучину гражданской войны, или «смуты». В 1605-1612 годах на московском престоле сменилось множество правителей, в стране объявились десятки самозванцев под именем царевича Дмитрия, который якобы не умер в Угличе, а счастливо спасся.
В 1611 году была предпринята попытка собрать ополчение из широких слоев населения, но она успеха не имела. В 1612 году было собрано второе ополчение, во главе которого стояли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Козьма Минин. Народное войско освободило Москву от польских интервентов, после чего встал вопрос об избрании нового царя. В начале 1613 года в Московском Кремле был созван представительный Земский собор. В результате острой борьбы из множества кандидатов (в том числе и иностранцев) царем был избран представитель родовитой боярской фамилии Романовых - Михаил, которому в ту пору шел семнадцатый год. В России появилась новая династия.
Правление первых царей династии Романовых ознаменовалось существенными изменениями в жизни России. В середине XVII века заметно усилились тенденции перехода от сословно-представительной монархии к самодержавию. В Боярской думе увеличилось представительство дворян - опоры монархии. Из ведения Думы был изъят ряд важных государственных дел в исключительную компетенцию государя. Начиная с 1653 года почти прекратил свою деятельность Земский собор, одна из форм участия различных сословий в общественной жизни России. При царе Алексее Михайловиче был сделан важный шаг к полному устранению церкви от ее вмешательства в дела управления государством, что проявилось во время церковной реформы и в победе над патриархом Никоном.
Постепенно происходили изменения в Приказной системе, увеличивалось количество приказов, а их функции все больше переплетались, порой их трудно было разграничить, что создавало неразбериху в управлении. Правительство время от времени проводило их слияние, реорганизацию, но это не устраняло всех сложностей.
По подсчетам историка В.О. Ключевского, в этот период было до 15 приказов, одновременно занимавшихся военным управлением, не менее 10 - государственным хозяйством, до 13 - дворцовым ведомством и т.д. Для заведования, например, различными родами войск существовали Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский, Иноземный, Казачий и другие приказы, а также Разрядный приказ, ведавший военным делом и назначением командного состава в войсках. Всего же к концу XVII века общее число приказов приближалось к 80-90, но постоянно функционировали около 40.
Общегосударственными проблемами занимались следующие ведомства: Посольский приказ, руководивший внешними сношениями; Поместный приказ, регулировавший служилое землевладение; Разбойный приказ ведал важнейшими уголовными делами по всей стране; Приказы Большой казны и Большого прихода руководили государственным хозяйством и финансами. Отдельно были созданы приказы, управляющие огромными территориями - Малороссией (Украиной), Сибирью и т.д.
Была сделана попытка систематизировать местное управление. Россия была разделена на 250 уездов во главе с воеводой, позже их стали укрупнять в так называемые разряды - Новгородский, Рязанский и др. В 33 крупных городах было также учреждено воеводское управление с большими административными и судебными полномочиями.
Серьезную озабоченность вызывало состояние российских вооруженных сил. Стрелецкое войско, организованное Иваном Грозным, все больше теряло свою боеспособность. Такой же процесс развивался и среди дворянского ополчения. Если в начале XVI века дворяне были заинтересованы в добросовестном выполнении своих военных обязанностей, поскольку за это они получали земли вместе с крестьянами, то к концу XVII века большинство из них уже получило право передавать свои поместья по наследству, и служба стала для них тягостной. Дворяне искали повод уклониться от службы, их военная подготовка была слабой. Поэтому в первой половине XVII века в России появились полки «нового строя» - рейтары (конница) и драгуны (смешанный строй). Еще при первом царе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче - московское правительство было вынуждено нанимать иностранцев для обучения русских воинов иноземным методам военного мастерства, особенно для рейтарских и драгунских полков. Но эти полки еще не представляли собой постоянное регулярное войско. Они собирались во время войны, а после ее окончания воины распускались. Такая практика сохранялась до конца XVII века.
- Севастьянов м.А. Социально-экономические аспекты отечественной истории Учебное пособие
- Содержание
- Предисловие
- Глава 1. Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX-XII века) Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху
- Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины
- Объективные предпосылки образования Древнерусского государства
- Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси
- Развитие ремесленного производства и образование городов
- Торговля и денежное обращение
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Феодальная раздробленность Руси (конец XII - первая половина XV века) Причины и последствия феодальной раздробленности
- Русь в условиях монголо-татарского владычества
- Хозяйство Руси в период феодальной раздробленности
- Развитие ремесленного производства и торговли
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Социально-экономическое развитие централизованного Русского государства (вторая половина XV-XVII века) Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство
- Экономическая политика России во второй половине XV-XVII веках
- Процесс закрепощения крестьян
- Развитие ремесленного производства и промышленности
- Образование всероссийского рынка
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Россия в эпоху петровских преобразований Предпосылки петровских преобразований
- Сущность реформ Петра I
- Развитие промышленности.
- Реформа системы управления.
- Внутренняя и внешняя торговля.
- Изменения в финансовой системе.
- Военная реформа.
- Итоги реформ Петра I.
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Экономика России во второй половине XVIII века Развитие сельского хозяйства и промышленности
- Торговля и денежное обращение
- Социально-экономическая политика во второй половине XVIII века
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
- Состояние сельского хозяйства
- Развитие промышленности и транспорта
- Торговля, денежное обращение, финансы
- Социально-экономическое развитие России в дореформенный период
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Реформы Александра II Предпосылки «Великих реформ»
- Отмена крепостного права. Аграрная реформа
- Реформы 1860-1870-х годов и их последствия
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Россия на рубеже XIX-XX веков
- Сельское хозяйство в пореформенный период
- Становление и развитие рыночной экономики России в 1880-1890-х годах
- Социально-экономическая политика на рубеже веков. Российский реформатор с.Ю. Витте
- Столыпинская аграрная реформа
- Экономика России в начале XX века
- Российская экономика в годы Первой мировой войны
- Вопросы для повторения
- Глава 9. "Военный коммунизм" как этап становления командно-административной системы (1917-1921 годы) Становление советской власти
- Первые экономические мероприятия советской власти
- Политика «военного коммунизма»
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Россия в годы новой экономической политики (1921-1927 годы) Кризис 1921 года
- Экономическое развитие страны
- Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- Признаки кризисных явлений в экономике
- Вопросы для повторения
- Глава 11.Формирование экономичес- кой власти в ссср (1928-1940 годы) Процесс свертывания нэпа и формирование командно-административной системы
- Коллективизация сельского хозяйства
- Первые пятилетние планы и ход их выполнения
- «Страна победившего социализма»: социально-экономическая сущность
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Экономика и социальная политика ссср в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Послевоенное развитие народного хо- зяйства (1945-1953). Экономика ссср накануне войны
- Советская экономика в годы войны
- Послевоенное развитие народного хозяйства
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Попытки реформирования командно-административной системы (1953-1964 гг.) Страна накануне реформ
- Реформирование советской экономической системы
- Преобразования в социальной сфере
- Итоги номенклатурной «либерализации»
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Советская экономика и социальная политика в эпоху "развитого социализма" (1965-1991 гг.) Реформа 1965 года: сущность и последствия
- Нарастание кризисных явлений в советской экономике
- «Перестройка» и ее итоги
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Экономические и социальные преобразования в России в конце XX - начале XXI вв. Состояние экономики в конце 1991 года
- Начало экономических реформ в России
- Развитие реформ в 1993-1994 годах
- Проведение массовой приватизации
- Особенности развития российской экономики в 1990- 2008 годы
- Вопросы для повторения
- Хронология дат и событий
- Список используемой литературы