Реформа системы управления.
Петр I стремился провести внутренние преобразования в России, чтобы вывести ее на европейский уровень. Помимо военных и дипломатических проблем он глубоко вникал во все вопросы российского государственного управления. За 25 лет - с 1700 по 1725 годы - им было утверждено почти три тысячи различных законов и указов, касающихся экономических, гражданских, бытовых сторон жизни населения, в том числе и управленческих структур государства.
Так же как и реформы в промышленном производстве, реформирование системы государственного и местного управления было связано прежде всего с военными нуждами страны. В первые годы правления молодой царь занимался этими вопросами изредка, второпях. И лишь в последние семь-восемь лет правления благодаря его усилиям деятельность всех административных учреждений получила нормативную основу и была отрегулирована по определенной системе.
Радикальные всеобъемлющие реформы в сфере управления были обусловлены необходимостью укрепления абсолютной монархии. Прежде всего, следовало создать стройную административную вертикаль, полностью подчинявшуюся верховной власти. На это была направлена коренная реорганизация всей структуры государственного управления сверху донизу.
Главным объектом реорганизации была Боярская дума, которая постоянно вмешивалась в дела предшественников Петра и которая уже не соответствовала режиму абсолютной монархии. В 1699 году вместо Боярской думы Петр учредил Ближайшую канцелярию из восьми доверенных лиц для помощи в решении государственных дел, которую назвал Советом Министров. В 1711 году он упразднил и эту структуру, создав правительствующий Сенат из девяти человек, назначаемых им самим. Это был высший государственный орган, обладавший законодательной, административной и судебной властью. В январе 1722 года были учреждены новые должности генерал-прокурора и обер-прокурора Сената для надзора за деятельностью Сената.
Главой государственной власти стал император. Этот титул Петру пожаловал Сенат в 1721 году после победного окончания Северной войны со Швецией, а Россия была провозглашена империей [16]. Отныне Петр и его наследники стали обладать неограниченной полнотой власти, правом вводить строгую регламентацию в управление, идеологию, общественную жизнь, культуру.
Много времени уделял Петр I реформированию устаревшей приказной системы. В 1717-1718 годах почти вся многочисленная, сложная, запутанная бессистемная «толпа» приказов была заменена коллегиями - новыми органами управления. В отличие от приказов, имевших, как правило, региональную компетенцию, коллегии имели общегосударственные полномочия, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего было создано одиннадцать коллегий: Военная ведала армией, Адмиралтейская - флотом, Юстиц-коллегия - законодательством, Мануфактур-коллегия - промышленностью и т.д. Позже правами коллегии был наделен Святейший Синод, руководивший церковными делами, а также Главный магистрат, ведавший городскими делами.
Коллегии были созданы по шведскому образцу, но с учетом российских условий. В каждую из них входил президент, вице-президент, советники, помощники, секретарь. Президент коллегии, как правило, был русским, а вице-президент - иностранцем. Работа в коллегиях была четко организована, в отличие от приказной путаницы и неразберихи. Петр искренне надеялся, что коллегиальная система не будет нести в себе старые пороки: произвол, злоупотребления, волокиту, взяточничество. Но надеждам царя было не суждено сбыться, поскольку в условиях невероятного усиления роли бюрократии масштабы этих пороков только разрастались.
В 1708-1710 годах была проведена губернская реформа, по которой вся страна была поделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. В руках губернатора были сосредоточены административные, судебные, полицейские, финансовые функции, в соответствии с которыми проводился сбор налогов, набор в рекруты, поиск беглых крестьян, рассматривались судебные дела, обеспечивались продовольствием войска.
Впоследствии Петр неоднократно возвращался к проблеме реорганизации местного управления. В 1719 году была проведена вторая губернская реформа, число губерний увеличилось до одиннадцати, губернии были разделены на 50 провинций, которые подчинялись непосредственно коллегиям и Сенату. В соответствии с реформой власть губернатора распространялась лишь на провинцию губернского города, а в остальных провинциях у власти были воеводы, которые подчинялись губернаторам по военным и судебным делам.
Одновременно с губернской предполагалось провести и городскую реформу. Петр хотел предоставить городам полное самоуправление, чтобы там могли выбирать бургомистров. Однако в отличие от Западной Европы в российских городах начала XVIII века еще не сложилась богатая и влиятельная буржуазия, которая могла бы взять на себя городское управление. В 1720 году в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был руководить городскими сословиями в России.
Стоит отметить, что созданная в ходе петровских преобразований административная система оказалась весьма прочной. В главных чертах она сохранялась (с некоторыми изменениями) вплоть до 1917 года. Структура управления, механизм власти и ее функции оставались незыблемыми практически в течение двух веков.
Петровские реформы, несомненно, были направлены против старой боярской аристократии, не желавшей перемен и укрепления сильной централизованной власти. При этом Петр опирался на поместное дворянство, которое, будучи более прогрессивным молодым сословием, поддерживало курс на укрепление абсолютной монархии. С целью экономической поддержки дворянства в 1714 году Петр издал Указ о единонаследии, по которому происходило окончательное слияние двух форм феодальной земельной собственности (вотчины и поместья) в единое юридическое понятие - «недвижимая собственность». Оба вида хозяйств уравнивались во всех отношениях, поместье становилось также наследным, а не условным хозяйством, их нельзя было дробить между наследниками. Имения передавались по наследству только одному из сыновей, как правило старшему. Остальные дети получали наследство деньгами и прочим имуществом, они были обязаны поступать на военную или гражданскую (штатскую) службу.
К этому Указу вплотную примыкало введение в 1722 году Табели о рангах. По этой Табели все должности государственной и военной службы подразделялись на 14 классов-рангов от низшего - четырнадцатого, до высшего - первого. В соответствии с Табелью служащие из числа дворян или мещан обязаны были проходить эти ступени для повышения в должности. Этот документ вводил принцип выслуги и окончательно устранял отмененный ранее принцип местничества, все еще негласно существовавший в стране [17]. Наиболее заинтересованными в введении этого порядка были дворяне, которые могли теперь дослужиться до высших государственных чинов, реально приобщиться к власти.
Уместно вспомнить, что при Петре дворяне не были тем привилегированным сословием, которым оно стало во второй половине XVIII века. Они все еще были служилыми людьми, состоявшими на государственной службе. Если в допетровские времена дворяне после военных походов возвращались домой, то при Петре они должны были с 15 лет поступать в регулярные полки, пройти продолжительную солдатскую службу «с фундамента» и только после этого получить офицерский чин и служить в армии до старости или инвалидности. С другой стороны, всякий солдат, дослужившийся до офицера, получал потомственное дворянство.
Кроме служебной повинности, на дворян возлагалась и учебная повинность. Сотни молодых дворян должны были учиться военному или морскому делу в России или за границей. Все дворянские дети мужского пола были обязаны учиться грамоте, цыфири (арифметике) и геометрии, в противном случае им не разрешалось жениться.
Отличительной чертой русского самодержавия в допетровские времена было полное слияние церкви и государства. В то время как в Западной Европе церковь все дальше отходила от государственного управления, на Руси в XVII веке существовало так называемое оцерквленное государство. Сам царь выступал одновременно и как верховный правитель церкви, и как глава государства; религиозные идеи были главными и в светской жизни.
Петр I разрушил эту традицию и провел церковную реформу, полностью подчинив церковь государству. После смерти главы Русской православной церкви патриарха Адриана в 1700 году было упразднено патриаршество (которое было восстановлено лишь после Февральской революции 1917 года). В 1721 году был учрежден Святейший Синод - особая «духовная коллегия» по управлению делами церкви. Во главе Святейшего Синода стоял обер-прокурор, светский человек, как правило из гвардейских офицеров. Всех членов Синода назначал сам царь. Были заметно ограничены экономические права церкви, урезаны ее огромные земельные наделы, часть ее доходов стала изыматься в государственный бюджет.
Начиная с Петра I, государство стало вмешиваться в религиозную жизнь, следило за обязательным причащением всех православных. Через Синод была отменена тайна исповеди, священникам вменялось в обязанность сообщать в Тайную канцелярию о признаниях прихожан, сделанных во время исповеди, если они касались интересов государства. Церковь отныне была обязана во всех мирских делах подчиняться распоряжениям светской власти.
- Севастьянов м.А. Социально-экономические аспекты отечественной истории Учебное пособие
- Содержание
- Предисловие
- Глава 1. Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX-XII века) Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху
- Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины
- Объективные предпосылки образования Древнерусского государства
- Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси
- Развитие ремесленного производства и образование городов
- Торговля и денежное обращение
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Феодальная раздробленность Руси (конец XII - первая половина XV века) Причины и последствия феодальной раздробленности
- Русь в условиях монголо-татарского владычества
- Хозяйство Руси в период феодальной раздробленности
- Развитие ремесленного производства и торговли
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Социально-экономическое развитие централизованного Русского государства (вторая половина XV-XVII века) Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство
- Экономическая политика России во второй половине XV-XVII веках
- Процесс закрепощения крестьян
- Развитие ремесленного производства и промышленности
- Образование всероссийского рынка
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Россия в эпоху петровских преобразований Предпосылки петровских преобразований
- Сущность реформ Петра I
- Развитие промышленности.
- Реформа системы управления.
- Внутренняя и внешняя торговля.
- Изменения в финансовой системе.
- Военная реформа.
- Итоги реформ Петра I.
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Экономика России во второй половине XVIII века Развитие сельского хозяйства и промышленности
- Торговля и денежное обращение
- Социально-экономическая политика во второй половине XVIII века
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
- Состояние сельского хозяйства
- Развитие промышленности и транспорта
- Торговля, денежное обращение, финансы
- Социально-экономическое развитие России в дореформенный период
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Реформы Александра II Предпосылки «Великих реформ»
- Отмена крепостного права. Аграрная реформа
- Реформы 1860-1870-х годов и их последствия
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Россия на рубеже XIX-XX веков
- Сельское хозяйство в пореформенный период
- Становление и развитие рыночной экономики России в 1880-1890-х годах
- Социально-экономическая политика на рубеже веков. Российский реформатор с.Ю. Витте
- Столыпинская аграрная реформа
- Экономика России в начале XX века
- Российская экономика в годы Первой мировой войны
- Вопросы для повторения
- Глава 9. "Военный коммунизм" как этап становления командно-административной системы (1917-1921 годы) Становление советской власти
- Первые экономические мероприятия советской власти
- Политика «военного коммунизма»
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Россия в годы новой экономической политики (1921-1927 годы) Кризис 1921 года
- Экономическое развитие страны
- Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- Признаки кризисных явлений в экономике
- Вопросы для повторения
- Глава 11.Формирование экономичес- кой власти в ссср (1928-1940 годы) Процесс свертывания нэпа и формирование командно-административной системы
- Коллективизация сельского хозяйства
- Первые пятилетние планы и ход их выполнения
- «Страна победившего социализма»: социально-экономическая сущность
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Экономика и социальная политика ссср в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Послевоенное развитие народного хо- зяйства (1945-1953). Экономика ссср накануне войны
- Советская экономика в годы войны
- Послевоенное развитие народного хозяйства
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Попытки реформирования командно-административной системы (1953-1964 гг.) Страна накануне реформ
- Реформирование советской экономической системы
- Преобразования в социальной сфере
- Итоги номенклатурной «либерализации»
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Советская экономика и социальная политика в эпоху "развитого социализма" (1965-1991 гг.) Реформа 1965 года: сущность и последствия
- Нарастание кризисных явлений в советской экономике
- «Перестройка» и ее итоги
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Экономические и социальные преобразования в России в конце XX - начале XXI вв. Состояние экономики в конце 1991 года
- Начало экономических реформ в России
- Развитие реформ в 1993-1994 годах
- Проведение массовой приватизации
- Особенности развития российской экономики в 1990- 2008 годы
- Вопросы для повторения
- Хронология дат и событий
- Список используемой литературы