Билет 39. Система образования и просвещения в средние века.
В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.
Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.
В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.
Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.
К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.
Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.
В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.
Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.
Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.
В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души».
Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.
- Билет 1. Сущность цивилизационного подхода в историографии.
- Билет 2. Периодизация истории человечества.
- Билет 3. Научные дискуссии о происхождении человека.
- Билет 4. Этапы антропогенеза.
- Билет 5. Древнеегипетская деспотия: социальное устройство.
- Билет 6. Мифология и культура Древнего Египта.
- Билет 7. Шумеро-аккадское общество.
- Билет 8. Вклад шумеров и аккадцев в мировую культуру.
- Билет 9. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи.
- Билет 10. Ассирийское царство.
- Билет 11. Крито-микенская олигархия.
- Билет 12. Великая греческая колонизация.
- Билет 13. Особенности национального устройства Спарты.
- Билет 14. Классический античный полис - Афины.
- Билет 15. Древнегреческая культура и наука.
- Билет 16. Особенности рабства в древней Греции.
- Билет 17. Греко-персидские войны и их исторические результаты.
- Билет 18. Пелопонесская война и ее результаты.
- Билет 19. Установление македонской гегемонии в Греции.
- Билет 20. Внешняя политика Александра Македонского.
- Билет 21. Внутренняя политика Александра Македонского.
- Билет 22. Социальное устройство эллинистических монархий.
- Билет 23. Структура римской гражданской общины.
- Билет 24. Пунические войны: причины, основные события и итоги.
- Билет 25. Гражданские войны в Риме. Диктатура Цезаря.
- Билет 26. Эволюция принципата в Риме.
- Билет 27. Характеристика домината в Римской империи.
- Билет 28. Возникновение и распространение христианства.
- Билет 29. Закат и падение Римской империи.
- Билет 30. Римская материальная и духовная культура.
- Билет 31. "Варварские" королевства в Западной Европе.
- Билет 32. Вассально-ленная система в Западной Европе.
- Билет 33. Этапы возвышения и упадка Византийской империи.
- Билет 34. Крестовые походы; причины, основные события и итоги.
- Билет 35. Формирование сословно-представительных монархий.
- Билет 36. Арабский халифат. Вклад арабов в мировую культуру.
- Билет 37. Характеристика средневекового города.
- Билет 38. Особенности рыцарской средневековой культуры.
- Билет 39. Система образования и просвещения в средние века.
- Билет 40. Ренессанс: периодизация, идейные направления, титаны.