logo
Bilety

Билет 14. Классический античный полис - Афины.

Афины были одним из крупнейших и сильнейших городов-государств Греции. Территория этого полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции.

Как и в других полисах в это время, господствующее положение в Афинах занимала знать. Знатные люди захватили плодородные земли в долинах. А крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор. Из-за этого им нередко приходилось брать у знатных людей деньги в долг. Тогда на участок крестьянина ставился долговой камень. Если долг вовремя не возвращался, земля должника переходила в собственность аристократа.

Крестьянин продолжал работать на этой земле, но часть урожая отдавал новому хозяину. Так крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда за долги крестьянин вынужден был продавать в рабство членов своей семьи и даже сам становился рабом.

Простые афиняне не могли больше мириться со своим тяжелым положением. Крестьяне требовали полного освобождения от долгов и передела земли. Они хотели добиться равных прав со знатью. Знать, конечно, была против этого. Крестьяне были готовы взяться за оружие. Казалось, не сегодня завтра начнется вооруженная борьба. С целью предотвратить такое развитие событий, которое ослабило бы полис, в 594 году до н. э. обратились к Солону.

Солон был человек образованный и любознательный. Он родился в знатной семье, но не был богат и был честным человеком. Все уважали Солона и надеялись, что он положит конец борьбе между афинянами.

Солон начал с реформы, которую назвал "стряхиванием бремени". Со всех участков были убраны долговые камни и уничтожены все долговые обязательства. Это означало, что крестьяне освобождались от зависимости. Солон писал:

Мать черная Земля, с которой снял тогда

Столбов поставленных я много долговых.

Рабыня прежде, ныне же свободная.

Стали свободными и все, кто находился в долговом рабстве. Отныне запрещалось обращать афинских граждан за долги в рабов. Солон старался выкупить из рабства тех граждан, которые были проданы за долги на чужбину "Вернул я многих, в рабство проданных, уже забывших речь аттическую", - с гордостью писал Солон в том же стихотворении. Теперь в Афинах все рабы были людьми, привезенными из других стран.

Солон желал все высшие должности в государстве оставить за богатыми, как было прежде. А всем остальным он хотел дать право исполнять прочие должности, занимать которые они раньше не могли. Для этого он разделил всех граждан на четыре разряда. Разряд зависел от количества продуктов, которые получал гражданин со своей земли. Богатые граждане, принадлежавшие к двум первым разрядам, должны были служить в коннице. Третий разряд был самым многочисленным, в него входила большая часть крестьян. Они были гоплитами и составляли основу армии Наиболее бедные составляли четвертый разряд и были легковооруженными воинами.

При Солоне сильно возросло значение народного собрания. На его заседаниях стали решать важные государственные дела, принимать законы. Все граждане, независимо от разряда, имели право участвовать в народном собрании и голосовать. Но на государственные должности могли быть избраны только граждане первых трех разрядов, а самые высокие должности могли занимать лишь самые богатые.

Вторым важнейшим органом власти в Афинах стал созданный Солоном народный суд. В нем знать не имела никаких преимуществ, все были равны перед законами.

Некоторые законы учили трудолюбию. Например, Солон ввел закон: "Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца сын не обязан содержать в старости".

Главное значение реформ Солона состояло в том, что благодаря им в Афинах были заложены основы демократии - власти народа. Реформы Солона, однако, не прекратили борьбу между знатью и демосом. Недовольными были и те и другие. Знать не могла больше закабалять крестьян и увеличивать свое богатство за их счет. Но и крестьяне не получили ранее захваченную знатью землю. Бедняки возмущались также тем, что не могут занимать все государственные должности.

Солон, проведя реформы, уехал в путешествие. В Афинах же борьба между знатью и народом вскоре возобновилась. В результате к власти пришел тиран Писистрат.

Писистрат не был жестоким тираном. Он не отменил законов Солона, но, пользуясь своей властью, делал так, что на все должности избирали его сторонников. Тиран заботился о хозяйстве Афин. Он поощрял разведение оливок и винограда, большое внимание уделял дальнейшему развитию ремесла. При нем и Афинах был построен водопровод. Для этот пришлось пробить в скале туннель высотой в человеческий рост. После смерти Писистрата власть перешла к его сыновьям. Но они правили жестоко и были свергнуты афинянами.

К власти в Афинах после новой борьбы пришли сторонники демократии. Их вождь Клисфен с 509 по 500 год до н. э. провел ряд реформ. Был принят закон об остракизме, то есть "суде черепков" (от греческого слова "остракон" - черепок). Один раз в год во время заседания народного собрания обсуждался вопрос, угрожает ли кто-нибудь демократии. Если ответ был положительным, то проводилось голосование с помощью черепков. Каждый гражданин писал на черепке имя того человека, который, по его мнению, представляет угрозу демократическому строю. Тот, имя которого чаще всего встречалось на черепке, должен был уйти из Афин в изгнание на 10 лет.

Государственное устройство Афин стало более демократичным, чем при Солоне. Завершился первый этап борьбы народа за демократию. Но малоземельные крестьяне и городская беднота, хотя и являлись гражданами, активного Участия в управлении Афинами еще они не принимали.

1. Акрополь. Всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь находились храмы их богов, прежде всего Афины - покровительницы полиса.

Во время нашествия персы разрушили и сожгли все постройки на Акрополе. Афиняне решили не восстанавливать разрушенные здания, а построить на их месте новые. Сначала был составлен план, какие здания надо строить и как они должны относиться друг к другу. Все храмы возводились целиком из мрамора. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла - Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции.

Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь - Пропилеям. Потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Справа от Пропилей стоял храм Ники - богини победы. Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев. Храм вызывает чувство радости - такой он стройный и изящный.

Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески - Парфенон. Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом - спор Афины и Посейдона за власть над Афинами.

На фризе изображено торжественное шествие афинского народа.

Внутри храма стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами.

Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. Часть колонн в этом храме была необычна, их сделали в виде статуй девушек.

На Акрополе стояла еще одна статуя Афины - Афины-Промахос (Воительницы) работы Фидия. Грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Сделанная из бронзы, статуя имела высоту 7 м и была хорошо видна с любого места города. Даже на кораблях, подплывавших к Афинам, замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема богини.

До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием.