Билет 13. Особенности национального устройства Спарты.
Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. В Спарте было три группы населения: спартанцы, периэки и илоты. Такое деление возникло не сразу.
После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Здесь они основали город Спарту. Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть местного населения спартанцы поработили, их стали называть илотами. Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав.
Спартанцы завоевали соседнюю область Мессению. Часть ее населения они тоже превратили в илотов. Жители Мессении несколько раз восставали против поработителей. Спартанцы понимали, что только сильная армия сможет удержать в повиновении покоренных и защитит Спарту от врагов.
Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. Согласно легенде, Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.
По законам Ликурга положение спартанцев, периэков и илотов было строго определено. Господствующей группой были спартанцы. Только они являлись гражданами полиса. Их было примерно 9 тысяч, и на такое количество равных участков поделил Ликург плодородные земли в Лаконике и Мессении. Каждый надел обрабатывали 56 семей илотов, которые были обязаны содержать своим трудом спартанца и его семью.
Спартанец не мог распоряжаться своим наделом, продать его или оставить в наследство сыну. Не был он и хозяином илотов. Он не имел права их продать или освободить. И земля, и илоты принадлежали государству.
Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.
Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были прежде всего илоты. Илоты ненавидели своих угнетателей. Они никогда не забывали, что их предки были свободными людьми.
Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей. Ремесленники изготавливали только самые простые и необходимые веши: посуду, одежду, и оружие для воинов.
Только сильный и здоровый человек мог стать настоящим воином.
Когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам. Младенца осматривали. Слабого ребенка сбрасывали в пропасть. До семи лет мальчик жил в семье, затем он воспитывался в казарме. Говорили, что дети принадлежат не родителям, а всему государству. Мальчиков делили по возрасту на группы - "стада". Читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы. Воспитание было подчинено трем целям: уметь подчиняться, мужественно переносить страдания, в битвах победить или умереть. Мальчики занимались гимнастическими и военными упражнениями, учились владеть оружием. Много времени отводилось также музыке и хоровому пению. Считалось, что они помогают стать настоящим воином.
Излагать свои мысли полагалось кратко и точно (отсюда возникло выражение "говорить лаконично"). Греки говорили, что чаще услышишь слова от каменной статуи, чем от мальчика в Спарте.
Мальчики учились жить по-спартански. Ходили они круглый год в одном плаще. Спали на жестком тростнике, нарванном голыми руками. Кормили их впроголодь. Чтобы быть ловкими и хитрыми на войне, подростки учились воровать.
Раз в год секли всех подряд. Надо было вынести порку без единого стона. Мальчики даже соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои. Победившего славили, его имя становилось известно всем. Но некоторые умирали под розгами. Им ставили памятники. Так учили стойкости.
Рассказывают, как один мальчик украл лисенка и спрятал его под плащом. Зверек разорвал ему когтями и зубами живот. Но мальчик, не желая выдать себя, крепился, пока не умер.
В Спарте спортом занимались и девушки. Чтобы рожать здоровых детей, нужно быть здоровой. Девушки бегали, бросали диск и копье. Греки из других государств удивлялись многим спартанским обычаям, в том числе и этому.
Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение. Свое мнение граждане выражали криками. Сторонники какого решения громче кричали, те и побеждали.
А предлагала решение герусия - совет старейшин. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев) и двух царей. Геронты избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.
Таким образом, государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Такой строй называется олигархией.
Сам город Спарта имел скромный вид. Не было даже оборонительных стен. Спартанцы говорили, что наилучшей защитой города служат не стены, а мужество его граждан.
Спартанская армия была самой сильной в Греции. На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Один поэт писал:
Доля прекрасная - пасть в первых рядах ополчения,
Родину-мать от врагов обороняя в бою.
Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми. Знаменитым было лаконичное изречение одной спартанки, провожавшей сына на войну. Она подала ему щит и сказала: "Со щитом или на щите!" Со щитом возвращались победители, на щите приносили воинов, павших в бою.
Но суровый военный режим резко затормозил развитие Спарты. Постепенно захирела яркая культура, которая существовала до Ликурга. Это мощное военное государство было одним из самых отсталых в Греции. В Спарте не было ни литературы, ни науки.
- Билет 1. Сущность цивилизационного подхода в историографии.
- Билет 2. Периодизация истории человечества.
- Билет 3. Научные дискуссии о происхождении человека.
- Билет 4. Этапы антропогенеза.
- Билет 5. Древнеегипетская деспотия: социальное устройство.
- Билет 6. Мифология и культура Древнего Египта.
- Билет 7. Шумеро-аккадское общество.
- Билет 8. Вклад шумеров и аккадцев в мировую культуру.
- Билет 9. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи.
- Билет 10. Ассирийское царство.
- Билет 11. Крито-микенская олигархия.
- Билет 12. Великая греческая колонизация.
- Билет 13. Особенности национального устройства Спарты.
- Билет 14. Классический античный полис - Афины.
- Билет 15. Древнегреческая культура и наука.
- Билет 16. Особенности рабства в древней Греции.
- Билет 17. Греко-персидские войны и их исторические результаты.
- Билет 18. Пелопонесская война и ее результаты.
- Билет 19. Установление македонской гегемонии в Греции.
- Билет 20. Внешняя политика Александра Македонского.
- Билет 21. Внутренняя политика Александра Македонского.
- Билет 22. Социальное устройство эллинистических монархий.
- Билет 23. Структура римской гражданской общины.
- Билет 24. Пунические войны: причины, основные события и итоги.
- Билет 25. Гражданские войны в Риме. Диктатура Цезаря.
- Билет 26. Эволюция принципата в Риме.
- Билет 27. Характеристика домината в Римской империи.
- Билет 28. Возникновение и распространение христианства.
- Билет 29. Закат и падение Римской империи.
- Билет 30. Римская материальная и духовная культура.
- Билет 31. "Варварские" королевства в Западной Европе.
- Билет 32. Вассально-ленная система в Западной Европе.
- Билет 33. Этапы возвышения и упадка Византийской империи.
- Билет 34. Крестовые походы; причины, основные события и итоги.
- Билет 35. Формирование сословно-представительных монархий.
- Билет 36. Арабский халифат. Вклад арабов в мировую культуру.
- Билет 37. Характеристика средневекового города.
- Билет 38. Особенности рыцарской средневековой культуры.
- Билет 39. Система образования и просвещения в средние века.
- Билет 40. Ренессанс: периодизация, идейные направления, титаны.