logo
Bilety

Билет 36. Арабский халифат. Вклад арабов в мировую культуру.

Арабский халифат возникает в результате основания пророком Мухаммедом новой религии – ислама, основанной во многом на догмах иудаизма и христианства. Собрав достаточное количество приверженцев новой религии, Мухаммед захватывает Мекку, религиозный центр Западной Аравии в 630 году. После его смерти, уже примерно в 650 г., проповеди и изречения Мухаммеда собираются в единую книгу – Коран. Позднее также написана сунна – сборник преданий о Мухаммеде. Те, кто признают и Коран, и сунну, назывались суннитами, а те, кто признавали только Коран – шиитами. Шииты признают законными халифами (наместниками) Мухаммеда только его родственников.

Стремление захвата чужих земель находит отражение в Коране, где сказано, что ислам должен быть религией всех народов, и для этого нужно истреблять неверных. Джихад - «священная война» против «неверных» - занял центральное место в учении ислама. Руководствуясь этим, халифы начали серию завоевательных походов, и захватили Палестину, Сирию, Месопотамию, страны Ближнего Востока, Персию, Кавказ, Египет, Тунис, а позднее – Среднюю Азию, Афганистан, Западную Индию, Северо-Западную Африку. Завоевали Пиренейские земли, Сицилию, Сардинию, южные районы Италии, остров Крит. Население захваченных стран видело в арабах освободителей, освобождающих их от гнета Византии и Персии, т.к. они снижали налоговое бремя для тех, кто принимал ислам. Распространение ислама среди покоренных народов шло на редкость быстро и успешно. Мусульманская религия была достаточно близкой и понятной тем, кто уже привык верить в единого великого Бога.

Государство арабов возникло на территориях с уже сформировавшимися культурными традициями, и арабская культура изначально испытывала сильное влияние с их стороны. Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономики и культуры народов Азии, Африки и Европы. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, особенно в точных науках – математике, астрономии, географии. Из Индии арабы заимствовали десятеричную систему счисления, а также ноль. Они именовали его «сифр» - пустой. Именно арабы создали алгебру как раздел математики, используя символы для представления неизвестных величин. Мусульманские врачи продолжили дело своих предшественников из Персии. Они провели классификацию существующих болезней, разработали методы лечения оспы и проводили операции без боли, применяя анестезию. Труды великого Авиценны (Ибн-Сина) - философа и врача - служили в качестве учебника в университетах Европы вплоть до XVII в. Греческая культура привнесла в арабскую научные знания. Переводы с греческого на арабский появились довольно рано, что, по сути, спасло античное наследие. Европа вновь отрыла для себя Аристотеля и других философов античности посредством арабских переводов.