Билет 15. Древнегреческая культура и наука.
Наука
Ко времени передвижения греков на Восток у них накопилось очень много сведений географических, физических и исторических. Аристотель, ученик Платона, пришел к мысли собрать эти знания, привести в порядок, сравнить сходные явления и вывести поучения. Аристотель был родом с македонского берега и одно время находился при македонском дворе, но большую часть жизни провел в Афинах (умер в 322 г.). Он соединял огромные знания почти по всем наукам. У него была большая коллекция по естествоведению, в которую много интересного прислал Александр с своего похода. Ученики Аристотеля под его руководством описали устройство множества греческих и иноплеменных городов.
Аристотель пошел совершенно иной дорогой, чем Платон; у него нет поэтического вымысла, чтобы объяснить явления жизни на земле; он хочет опираться только на точные наблюдения и опыт. Аристотель не поднимал горячо голоса ни за, ни против демократии; он только разбирал спокойно достоинства и недостатки разных видов правления – монархии (власти одного лица), аристократии и демократии.
Еще шире стали познания греческих ученых в следующие два столетия. Географы составили подробные описания земной поверхности: по крайней мере, впятеро больше был кругозор греков теперь, чем во время греко-персидских войн: моряки греческие добирались до Мадагаскара, до Индокитая и даже Китая. В Китай, "страну шелка", знали и морской путь кругом Азии, и сухопутную дорогу чрез среднеазиатские горы, где были устроены рынки шелка. Слоновую кость привозили от великих озер у верховьев Нила. Половина Старого Света была известна грекам.
Греческие ученые сделали заключение, что земля – шар, хотя и не могли проверить это понятие на опыте, как позднее европейцы, совершавшие кругосветные плавания. Вселенная, по учению греков, тоже шаровидна. В середине ее держится в равновесии земной шар, потому что от всех краев неба он отстоит равномерно далеко. Большое внимание обратили греческие ученые и на движение небесных светил. Около 250 г. Аристарх, родом с острова Самоса, первый решился сказать, что не солнце и планеты вращаются кругом неподвижной земли, а, напротив, земля и все планеты вертятся около солнца. Аристарх сделал еще одно важное открытие: до него солнце считали гораздо менее земли, примерно с Пелопоннес величиною; Аристарх объявил, что солнце гораздо больше земли, оттого и должна земля около него вращаться.
Эти мысли Аристарха были, однако, потом покинуты и забыты; большинство греческих ученых не могло отказаться от той мысли, что земля стоит неподвижно в середине мира. Греческие астрономы, особенно Птолемей (живший в Александрии около 150 г. после Р. X.), расписали пути и порядок видимого хода планет и солнца. Это учение стало называться системой Птолемея; оно продержалось полторы тысячи лет, до открытия Коперника (около 1540 г. по Р. X.); Коперник вернулся к понятию Аристарха.
Греческих ученых более всего ценили в египетской Александрии. Этот город стал теперь для греков тем, чем были раньше Афины. Царь Птолемей II Филадельф учредил здесь университет, называвшийся музеем, куда собирались слушатели со всего греческого мира. В музее (т. е. доме муз, богинь, охранявших знания и художества) были зоологические и ботанические коллекции, анатомический зал, химическая лаборатория; в нем была собрана огромная библиотека старинных и новых греческих книг; здесь берегли и записанные песни Гомера. Всякая книга, привозимая в Египет, доставлялась в музей; с нее снимали копию и книгу возвращали владельцу.
Множество книг переписывалось в большом количестве экземпляров и распространялось в обществе. Благодаря этому некоторые книги сохранились до нашего времени и не вся умственная работа греков пропала даром. Когда Европа опять стала варварской страной, 6–7 веков спустя после Р. X., ученые греческие книги, например сочинения астронома и географа Птолемея, были переведены и переписаны арабами; уже от арабов они перешли снова к европейцам, когда европейцы стали опять учиться и интересоваться наукой (12–13 веков спустя после Р. X.). Греческий язык сделался языком образованных людей на Востоке В Александрию в большом количестве переселились евреи; они стали здесь забывать родную речь и перевели Библию на греческий язык (она называется Библией 70 толковников). Вавилонские и египетские жрецы писали по-гречески историю своего народа.
Культура
Это совокупность достижений в области материальной и духовной культуры древнегреческого общества. Древнегреческая культура в своём развитии прошла следующие периоды:
1) крито-микенский (3-2-е тыс. до н. э.);
2) гомеровский (XI—IX вв. до н. э.);
3) архаический (VIII-VI вв.до н. э.);
4) классический (V-IV вв. до н. э.);
5) эллинистический (IV-I вв.до н. э).
Древнегреческая культура на протяжении всего своего существования носила мифологический характер. Более того, она впитала и преобразовала разрозненные племенные мифы, объединив их в единую религиозно-мифологическую систему.
Уже в VIII-VII вв. до н. э. в поэмах Гомера— «Илиада» и «Одиссея», а также Гесиода — «Теогония» и «Труды и дни», эта система приобретает тот законченный вид, в котором становится основой всего античного мировоззрения.
Сюжеты мифов стали основой греческого классического искусства. Мифы и легенды Эллады, на основе которых развивалось греческое искусство, совсем по-другому, нежели мифы, возникшие в других странах, изображали человека в борьбе за господство над природой.
Греческая мифология знаменует конец сил и стихий природы, имевших власть над человеком.
Природа воспринимается такой, какая она есть, с её тайнами и опасностями.
Человек борется с ними, как умеет, но не старается победить эти силы колдовством, магией и рабским обожествлением идолов. Жизнь для эллина — борьба, а за жизнью наступает смерть. Но жизнь не только борьба, главное в жизни — радость. А радость порождает улыбку. И греческое искусство озарено улыбкой, величественно спокойной улыбкой радости.
Поэтому греческая мифология и создала богов, воплотивших в прекрасных человеческих образах страсти и мечты, которыми живёт мир.
Главными областями греческой культуры становятся философия и искусство.
Первый древнегреческий философ Фалес Милетский, затронув вопрос о первооснове всех вещей, стал искать ответ не в деяниях богов, а в логическом обобщении фактов (Фалес приходит к выводу о том, что первоосновой всех вещей является вода). В дальнейшем этот вопрос получает другое решение у Анаксимена и Анаксимандра, у пифагорейцев и эллиатов, у Гераклита, Анаксагора и Демокрита, у Платона и Аристотеля.
Для обоснования своих идей греческие философы используют не мифологию, а факты и умозаключения (что не мешает им, тем не менее, оформлять свои мысли в образы языка мифологии).
Наряду с философией, которая становится независимой от мифологии, в Древней Греции развиваются и начальные формы научных знаний в области астрономии, математики, медицины.
Вершиной греческой философии стали учения Платона и Аристотеля, для которых характерны первые попытки объединения в единую систему всех представлений о мире, обществе, человеке, истине, добре и красоте.
Греческое искусство развивалось под влиянием трёх очень разных культурных направлений: Эгейского, ещё сохранявшего свою жизненную силу в Малой Азии (его влияние соответствовало духовным потребностям древнего эллина); дорийского, завоевательного (рожденного волной северо-дорийского нашествия), внёсшего существенные коррективы в традиции критского стиля; восточного, принесшего в молодую Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии.
Главная тема греческого искусства — человек.
Полностью отразить все возможности человека — такова была цель искусства, поэзии, философии и науки.
Никогда ещё в истории человечества так остро не возникало осознание того, что человек — высочайшее творение природы. И потому, вслед за мифотворчеством, искусство должно изображать человека, наделённого тем достоинством и той красотой, которые ему ещё надлежит проявить в самом себе.
Цель греческого искусства — создание красоты, отражающей физическое и духовное совершенство человека. Создаваемая искусством идеальная красота порождает в человеке благородное устремление к самосовершенствованию.
Основными видами греческого искусства были: архитектура, скульптура, керамика и искусство вазописи, живопись, театр и др.
Архитектура и скульптура составляли в Древней Греции единое органическое целое.
Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания.
Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины).
Таким образом, храм был своего рода вместилищем, архитектурным обрамлением рукотворной красоты, которую не смогла создать сама природа, предоставив эту возможность человеку.
Кредо античной архитектуры — мера. В её основу положена гармония пропорций, возникшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе — строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антропоморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).
В греческой архитектуре чётко выделяются два стиля (или ордера) — дорийский и ионийский, определявших структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружали целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя божества), определяли внешний вид храма.
Наивысший расцвет античной Греции приходится на40-30-е годы V в. До н. э. — период возвышения Афин.
Слава Афин, их величественность и красота в истории мировой культуры неразрывно связаны с именем вождя афинской демократии — Перикла. Именно Перикл отстраивает Афинский акрополь (акрополем называли укреплённую часть древнегреческого города, которая строилась на самом высоком месте).
В ансамбль архитектурных сооружений Афинского акрополя классического периода входили следующие архитектурные памятники: Парфенон, посвященный заместительнице города Афин — Афине Парфенос (Афине Деве); храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы); храм Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).
Древнегреческая культура сыграла огромную роль в культурном развитии всего человечества, что и определяет её непреходящую ценность и значение.
- Билет 1. Сущность цивилизационного подхода в историографии.
- Билет 2. Периодизация истории человечества.
- Билет 3. Научные дискуссии о происхождении человека.
- Билет 4. Этапы антропогенеза.
- Билет 5. Древнеегипетская деспотия: социальное устройство.
- Билет 6. Мифология и культура Древнего Египта.
- Билет 7. Шумеро-аккадское общество.
- Билет 8. Вклад шумеров и аккадцев в мировую культуру.
- Билет 9. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи.
- Билет 10. Ассирийское царство.
- Билет 11. Крито-микенская олигархия.
- Билет 12. Великая греческая колонизация.
- Билет 13. Особенности национального устройства Спарты.
- Билет 14. Классический античный полис - Афины.
- Билет 15. Древнегреческая культура и наука.
- Билет 16. Особенности рабства в древней Греции.
- Билет 17. Греко-персидские войны и их исторические результаты.
- Билет 18. Пелопонесская война и ее результаты.
- Билет 19. Установление македонской гегемонии в Греции.
- Билет 20. Внешняя политика Александра Македонского.
- Билет 21. Внутренняя политика Александра Македонского.
- Билет 22. Социальное устройство эллинистических монархий.
- Билет 23. Структура римской гражданской общины.
- Билет 24. Пунические войны: причины, основные события и итоги.
- Билет 25. Гражданские войны в Риме. Диктатура Цезаря.
- Билет 26. Эволюция принципата в Риме.
- Билет 27. Характеристика домината в Римской империи.
- Билет 28. Возникновение и распространение христианства.
- Билет 29. Закат и падение Римской империи.
- Билет 30. Римская материальная и духовная культура.
- Билет 31. "Варварские" королевства в Западной Европе.
- Билет 32. Вассально-ленная система в Западной Европе.
- Билет 33. Этапы возвышения и упадка Византийской империи.
- Билет 34. Крестовые походы; причины, основные события и итоги.
- Билет 35. Формирование сословно-представительных монархий.
- Билет 36. Арабский халифат. Вклад арабов в мировую культуру.
- Билет 37. Характеристика средневекового города.
- Билет 38. Особенности рыцарской средневековой культуры.
- Билет 39. Система образования и просвещения в средние века.
- Билет 40. Ренессанс: периодизация, идейные направления, титаны.