Билет 16. Особенности рабства в древней Греции.
Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.
Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.
Основной контингент греческих рабов V—IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами,— фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. В конце V—IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.
Основными источниками пополнения рабов в это время были: 1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. 2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники. В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши; 3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов. По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но тем не менее брачные отношения между рабами — нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали.
Снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.
Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе, например Аристофан говорит о рабских рынках в Фессалии; в Афинах, на центральной площади, агоре, существовало особое место, где свезенные рабы осматривались, оценивались и продавались.
В торгово-ремесленных полисах рабы использовались главным образом в производстве, и потому одной из задач рабовладельца была рациональная организация рабского труда. Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, вел дела с заказчиками, торговал продуктами своеготруда, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной степени почувствовать себя человеком.
Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек. В IV в. до н. э. была создана и соответствующая теория рабовладения, особенно полно разработанная Аристотелем. Отражая общераспространенную практику своего времени, Аристотель обосновал необходимость рабства потребностями жизни и производства, считал рабов существами с иной физической и психической организацией, чем свободные люди.
Раб был собственностью господина, последнему принадлежали его рабочее время, его жизнь. Пользуясь бесконтрольной властью, хозяева могли морить своих рабов голодом, подвергать их любым наказаниям, вплоть до убийства. Но с другой стороны, купить раба, заплатить за него известную (и немалую) сумму денег, а затем убить его или уморить голодом было невыгодным для хозяина.
- Билет 1. Сущность цивилизационного подхода в историографии.
- Билет 2. Периодизация истории человечества.
- Билет 3. Научные дискуссии о происхождении человека.
- Билет 4. Этапы антропогенеза.
- Билет 5. Древнеегипетская деспотия: социальное устройство.
- Билет 6. Мифология и культура Древнего Египта.
- Билет 7. Шумеро-аккадское общество.
- Билет 8. Вклад шумеров и аккадцев в мировую культуру.
- Билет 9. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи.
- Билет 10. Ассирийское царство.
- Билет 11. Крито-микенская олигархия.
- Билет 12. Великая греческая колонизация.
- Билет 13. Особенности национального устройства Спарты.
- Билет 14. Классический античный полис - Афины.
- Билет 15. Древнегреческая культура и наука.
- Билет 16. Особенности рабства в древней Греции.
- Билет 17. Греко-персидские войны и их исторические результаты.
- Билет 18. Пелопонесская война и ее результаты.
- Билет 19. Установление македонской гегемонии в Греции.
- Билет 20. Внешняя политика Александра Македонского.
- Билет 21. Внутренняя политика Александра Македонского.
- Билет 22. Социальное устройство эллинистических монархий.
- Билет 23. Структура римской гражданской общины.
- Билет 24. Пунические войны: причины, основные события и итоги.
- Билет 25. Гражданские войны в Риме. Диктатура Цезаря.
- Билет 26. Эволюция принципата в Риме.
- Билет 27. Характеристика домината в Римской империи.
- Билет 28. Возникновение и распространение христианства.
- Билет 29. Закат и падение Римской империи.
- Билет 30. Римская материальная и духовная культура.
- Билет 31. "Варварские" королевства в Западной Европе.
- Билет 32. Вассально-ленная система в Западной Европе.
- Билет 33. Этапы возвышения и упадка Византийской империи.
- Билет 34. Крестовые походы; причины, основные события и итоги.
- Билет 35. Формирование сословно-представительных монархий.
- Билет 36. Арабский халифат. Вклад арабов в мировую культуру.
- Билет 37. Характеристика средневекового города.
- Билет 38. Особенности рыцарской средневековой культуры.
- Билет 39. Система образования и просвещения в средние века.
- Билет 40. Ренессанс: периодизация, идейные направления, титаны.