logo search
4_XIX_vek

Театр и музыка

Как и в литературе, в театре в 1920–30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Актер-романтик П.С. Мочалов очень эмоционально играл Гамлета. На сцене того же Александрийского театра ряд героических образов создал В.А. Каратыгин.

Основоположником реализма на русской сцене по праву считается М.С. Щепкин, реформатор русского актерского искусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание имели его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актёра было связано с Малым театрам, который современники называли вторым Московским университетом.

Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, особенно их романсы. А.Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А.С. Даргомыжского «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М.И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает сам народ, а мы ее только аранжируем».