logo search
OI_HR

Из книги в.С. Шульгина, л.В. Кошмана, м.П. Зезина «Культура России: IX-XX вв.»

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения культуры и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественном достоинстве, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.

Искусство критического реализма – основное художественное направление того времени – было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).

Во второй половине XIX в. идейно – художественное развитие во многом определяла революционно – демократическая эстетика, основы которой были заложены ещё Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому «прекрасное есть жизнь». Общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и вынесении «приговора о явлениях ее». Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.

В художественной литературе нашли отображение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.

Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 - 70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерк Н.В.Успенского, В.А.Слепцова, Г.И.Успенского и др.).

60 - 70-е годы – время наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818 - 1883) и Ф. М. Достоевский (1821 - 1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи.

Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого (1828 - 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы». Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор морали, нравам, устоям этого общества.

Состояние театра пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Общественность, в частности театральная, привлекала внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшению профессионального актерского образования, расширения сети театров за счет создания частных антреприз. В 1882 г. монополия казенных театров была отменена. Однако еще раньше частные спектакли возникли под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т.д. Так, появились в Москве ртистический кружок – общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В.Ф. Одоевского; первый народный театр на Политехнической выставке (1872).

Музыкальная культура этого времени также отличалась некоторыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе А.Г.Рубинштейна (1829 - 1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге А. Г. Рубенштейном (1862), а затем в Москве Н. Г. Рубенштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.

Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений. В. В. Стасов отмечал, что композиторы следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, - писал критик, - все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания».

60-е годы в истории русского изобразительного искусства характеризуются преобладанием социально – бытового жанра. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, - писал В. В. Стасов, - а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни». С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (1833- 1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех. В Уставе Товарищества впервые четко была определена связь искусства с запросами жизни, подчеркивалась необходимость пропаганды произведений живописи. С этой целью устраивались «во всех городах империи передвижные художественные выставки в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами».

Передвижничество – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Программность творчества передвижников определяли гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н.А. Ярошенко (1846-1898)- “Курсистка”, “Студент”, “Кочегар”]. Излюбленной темой передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей в даль дороги, неба перед грозой. В их работах есть и романтическая одухотворённость, и философское осмысление бытия (Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан). Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, показанная на первой выставке передвижников (1871 г.), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который “… представлял лиц, дорогих нации, веривших в её лучшее будущее и боровшихся за эту идею” (И.Е. Репин).

Основные достижения исторической живописи этого времени связано с творчеством В.И. Сурикова (1848-1916). Его интересовали в русской истории большие социально-политические и духовные конфликты, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нём народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.

Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-XX вв.: Учеб. пособие. - М., 1998. - С. 200 - 206.