logo search
4_XIX_vek

Образование в первой половине XIX в.

Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъёму способствовала также политика «просвещённого абсолютизма», проводимая Александром I.

При Александре I окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения, опубликован «Устав учебных заведений». Формально «Уставом» провозглашалась доступность образования для представителей всех сословий, но детей крепостных в гимназии не принимали. В 1803 г. была проведена реформа образования: начальную ступень составляли церковно-приходские школы и двухклассные училища (для представителей всех сословий); среднюю ступень — гимназии (формально принимались все, за исключением детей крепостных); высшую ступень — университеты и технические учебные заведения. В середине XIX в. в России было 43 гимназии (в Сибири — 3). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или получали домашнее образование с привлечением учителей-специалистов.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В Московском университете училось около тысячи студентов. Было создано 5 новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Киевский, Птербургский. Для подготовки большого числа учителей открыты педагогические институты в Москве и Петербурге. При Николае I были созданы технические вузы: в Петербурге — Лесной и Практический политехнический институты, на базе Строительного и Архитектурного училищ — Институт гражданских инженеров, горная школа преобразована в Горный институт, в Москве были открыты Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа и Техническое училище.

В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными. Приходские училища (1 год обучения) предназначались для «низов», в них обучали Закону Божьему, грамо­те, арифметике. В уездные училища (3 класса) принимали детей купцов, ремесленников, мещан, в них изучались рус­ский язык, арифметика, геометрия, история, география. В гимназиях (7 классов) учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Здесь основными предметами были языки, словесность, история. 50% горожан были грамотными, среди государственных крестьян удельный вес грамотных составлял 5–7%, среди помещичьих крестьян — 1%.