Образование в первой половине XIX в.
Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъёму способствовала также политика «просвещённого абсолютизма», проводимая Александром I.
При Александре I окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения, опубликован «Устав учебных заведений». Формально «Уставом» провозглашалась доступность образования для представителей всех сословий, но детей крепостных в гимназии не принимали. В 1803 г. была проведена реформа образования: начальную ступень составляли церковно-приходские школы и двухклассные училища (для представителей всех сословий); среднюю ступень — гимназии (формально принимались все, за исключением детей крепостных); высшую ступень — университеты и технические учебные заведения. В середине XIX в. в России было 43 гимназии (в Сибири — 3). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или получали домашнее образование с привлечением учителей-специалистов.
Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В Московском университете училось около тысячи студентов. Было создано 5 новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Киевский, Птербургский. Для подготовки большого числа учителей открыты педагогические институты в Москве и Петербурге. При Николае I были созданы технические вузы: в Петербурге — Лесной и Практический политехнический институты, на базе Строительного и Архитектурного училищ — Институт гражданских инженеров, горная школа преобразована в Горный институт, в Москве были открыты Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа и Техническое училище.
В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными. Приходские училища (1 год обучения) предназначались для «низов», в них обучали Закону Божьему, грамоте, арифметике. В уездные училища (3 класса) принимали детей купцов, ремесленников, мещан, в них изучались русский язык, арифметика, геометрия, история, география. В гимназиях (7 классов) учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Здесь основными предметами были языки, словесность, история. 50% горожан были грамотными, среди государственных крестьян удельный вес грамотных составлял 5–7%, среди помещичьих крестьян — 1%.
- Социально-сословный и национальный состав населения России
- Промышленность, торговля, пути сообщения
- Политический строй Российской империи
- Личность императора Александра I. «Негласный комитет»
- Реформы начала XIX в.
- Проекты реформ м.М. Сперанского
- Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII–начала XIX в.
- Участие России в войнах коалиции
- Причины войны, планы и силы сторон
- Начало войны (12(24) июня 1812 г.). Бородинская битва (26 августа 1812 г.)
- Тарутинский манёвр. Партизанская война. Изгнание Наполеона из России
- Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз
- Историческое значение победы России. Отечественной войне 1812 года
- Социально-экономическое развитие России. Военные поселения
- Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции
- Движение декабристов
- Николай I. Усиление борьбы с революционными идеями. Теория «официальной народности» с. Уваpoвa
- Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма
- Кодификация законов. Реформы п.Д. Киселёва и.Ф. Канкрина.
- Итоги внутренней политики Николая I
- Особенности и направления общественного движения 1930–50-х гг. XIX в.
- Кружки 1920–30-х гг.
- Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы
- Петрашевцы. Революционно-демократическое направление
- Петр Яковлевич Чаадаев
- Войны с Турцией и Ираном (1826–29 гг.). Обострение русско-английских противоречий
- Кавказская война
- Россия — «жандарм Европы»
- Крымская война (1853–56 гг.)
- Образование в первой половине XIX в.
- Наука и техника в России
- Русские путешественники
- Русская литература. Журналистика
- Театр и музыка
- Живопись. Архитектура
- Причины отмены крепостного права
- Подготовка крестьянской реформы
- «Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы
- Реформа местного самоуправления (земская и городская)
- Судебная и военная реформы. Значение и претворение в жизнь либеральных реформ 1860–70-х гг.
- Промышленное развитие России в 1860–80-е гг. XIX в.
- Железнодорожное строительство
- Промышленный переворот. Русские предприниматели
- Города, население во второй половине XIX столетия
- Особенности развития помещичьего хозяйства. Два пути аграрного развития России
- Е. Крестьянская община
- Особенности российского либерализма в 1850–60-х гг. XIX в. Консерваторы
- Рост революционного движения в 1860-х гг. А.И. Герцен, н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» в1860-х гг.
- Возникновение народничества. Три течения в народничестве
- Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х гг.
- Раскол «Земли и воли». «Чёрный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II
- Международное положение России после Крымской войны (1856–75 гг.)
- Присоединение Средней Азии и Казахстана к России
- Сибирь и Дальний Восток. Договоры с Китаем (1858 и 1860 гг.)
- Русско-турецкая война 1877–78 гг.
- Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
- Промышленный подъём в 1890-х гг.
- Контрреформы Александра III
- Внешняя политика Александра III
- Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885 г.)
- Либеральное движение в России в конце XIX в.
- Либеральное народничество
- Консерваторы
- Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» г.В. Плеханова. Начало революционной деятельности в. Ульянова (Ленина)
- Развитие образования
- Русская наука
- Русская литература. Печать
- Живопись
- Скульптура, архитектура
- Музыка. Театр